Категория сознания в буддизме



В буддийских текстах мы сможем обнаружить, что изложение природы сознания тесно связано с вопросом о восприятии (более того, с точки зрения большинства буддийских философских школ, сознание и восприятие являются синонимами).

В отличие от наиболее популярной и обыденной точки зрения на сознание, представляющей его как некое единое целое, наполненное мыслями подобно резервуару, в буддизме мысль, сознание, ум, осознавание, познание и мышление являются синонимами. Общепринятым определением сознания в буддизме является осознавание или, более полно, ясность и осознавание. Это определение и его толкование может быть найдено в текстах основателей буддийской логики, индийских ученых Дигнаги и Дхармакирти. Какая бы мысль ни возникла, она всегда обладает качеством ясности, т.е. ясного присутствия своего непосредственного объекта.

Образ новогодней ёлки в концептуальном сознании памяти, образ Владимира Козлова с крыльями бабочки в неправильном концептуальном сознании, образ моего кота Сидарта (именно он лежит у меня на коленях, когда я и пишу этот текст) в безошибочном зрительном восприятии и т.п. – все они ясно возникают в тех сознаниях. Более того, каждое из тех сознаний обладает осознаванием возникающих в нем образов. 

Подобное определение верно не только для обыденного дуалистического ума, но и для просветленного сознания Будды, равно как и тонкого недуалистического сознания, которым обладают все живые существа. В тантре оно описывается либо как ясный свет или ясносветность, чем подчеркивается аспект ясности, либо как осознавание или самоосознающее изначальное сознание, чем подчеркивается аспект осознавания.

Сознание может подразделяться на множество категорий: концептуальное и не концептуальное (с точки зрения его объектов), ошибочное и безошибочное (с точки зрения его природы), сознание глаз, ушей и т.д. (с точки зрения его основы), главное и производное сознание (с точки зрения его функции), и т.д. Однако с точки зрения субъекта, т.е. самого сознания, все его виды являются исключительно самоосознаванием. Способности сознания познавать самого себя в буддийской логике и теории познания придается первостепенное значение. Дело в том, что любая концепция, любое логическое построение сводится, в конечном счете, к непосредственному восприятию, а любое непосредственное восприятие, чтобы быть концептуально осознанным, сначала должно быть непосредственно осознано самим собой.

Если же для осознания одной мысли необходима другая мысль, то для осознания той другой мысли понадобится еще одна мысль, которая в свою очередь должна быть осознана какой-то другой мыслью, и так до бесконечности. Единственным выходом тогда будет познание той бесконечной цепочки мыслей. Однако то самое познание, в свою очередь, должно быть осознано еще одной бесконечной цепочкой, и так до бесконечности бесконечных бесконечностей, т.е. нам необходимо признать, что сознание осознает само себя…

В буддизме существует очень сложная картография состояний сознания. Изучая эту систему, нужно постоянно помнить, что понимание реальности здесь очень психологично, и в рамках буддизма правильнее говорить о психокосмосе.

В буддизме есть несколько классификаций сознания. Они содержат похожий набор элементов и отличаются обобщающими основаниями.

Все буддийские школы признают разделение сознания на главные сознания и производные сознания. Различие между ними заключается в следующем: в то время как первые являются просто восприятиями определенных объектов, последние представляют собой различные ментальные процессы, сопутствующие этим восприятиям. Например, видение объекта является главным сознанием, а видение его особенностей – производным.

Главные сознания

Во всех школах буддизма выделяют шесть классов сознания, которые соответствуют шести категориям чувственного восприятия:

· сознание взгляда (чаккху-виджняна);

· сознание звука (сота-виджняна);

· сознание запаха (гхана-виджняна);

· сознание вкуса (джихва-виджняна);

· сознание соприкосновения (кая-виджняна);

· сознание ума (мано-виджняна).

Таким образом, в буддизме вычленяются сознания, базирующиеся на пяти органах чувств (анализаторных системах), называемые сознаниями глаз, ушей, носа, языка и тела, плюс ментальное сознание. Эти пять физических органов являются тонкой материей, не доступной зрительному восприятию и расположенной внутри глаз, ушей, носа, на определенном участке языка и по всей поверхности тела. Ментальный орган нематериален и представляет собой предшествующий момент сознания, вызвавший появление настоящего. Здесь слово орган является не вполне адекватным переводом санскритского слова «индрия», означающего скорее силу. В буддизме индрии обозначают силу или способность самих глаз, ушей, носа, языка и тела вызвать соответственные виды сознания.

Во многих школах буддизма также выделяются седьмой и восьмой вид главного сознания – манас и алая-виджняну.

Манас называют «цепляющимся умом», или «оскверненным умом», поскольку именно манас образует тот центр эмпирической личности, который человек принимает за «я». Манас детерминирует возникновение иллюзии существования самостоятельной индивидуальности, отличной как от других индивидуальностей, так и от внешнего мира. Манас порождает активно заинтересованное отношение к внешнему миру, формируя чувства автономности и самоидентичности: «это я, а это другие люди», «это я, а это внешний мир», «это мое, а это не мое» – и вытекающие из них многообразные по своим проявлениям привязанности, влечения и отторжения, являющееся источником эгоцентризма.

Феноменологически, манас является пространством, объединяющим все данные восприятий и все формы психической деятельности в единое целое, называемое «личностью». Будда говорил: «шесть собраний сознания объединяются в ментальный источник».

Однако и манас не является коренным, или базовым сознанием, поскольку для него также существует нечто, воспринимаемое манасом в качестве Атмана – простого вечного субстанциального «я», или души. Это «нечто» и есть восьмое сознание – алая-виджняна (буквально: «сознание–сокровищница», «сознание—хранилище»).

Алая-виджняна является коренным сознанием (мула-виджняна). Все остальные виды сознания (семикомпонентное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама).

Большинство школ буддизма обозначают алаю-виджняну как сознание всеобщей основы. Выделение восьмого сознания подкрепляется словами самого Будды. В «Сутре Пышного Убранства» сказано:

«Подобно тому, как луна пребывает на небе

Вместе с собранием звезд,

Сознание всеобщей основы также

Пребывает вместе с семью сознаниями».

Алая-виджняна, несмотря на все проекции манаса в качестве вечной души, относится к уровню относительно реального, а не совершенно реального. То есть, алая-виджняна представляет собой континуум и имеет потоковый характер. Алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (аничья) и мгновенна, бессамостна (анната).

В соответствии с буддийским учением, алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к «своей» алая-виджняне, которая сама подлежит субъектно-объектной дихотомии. Сам Будда сказал, что «поток сознания живых существ индивидуален».

В некоторых традициях буддизма выделяют девятый вид сознания – незапятнанный ум, под которым подразумевается изначальная мудрость.

Тем не менее, некоторые буддисты рассматривают незапятнанный ум не как сознание, а именно как изначальную мудрость, отличную от сознания. Сознание обладает аспектами или образами относительных явлений (ибо не только образ яблока в непосредственном восприятии, но даже и концепция абсолютной истины является относительной истиной), в то время как изначальная мудрость свободна от подобных аспектов.

С другой стороны, только непосредственно постигающие абсолютную истину существа обладают изначальной мудростью и могут относить незапятнанный ум к ментальному сознанию.

Таким образом, только постигшие предельную реальность могут выделять девять видов главного сознания.

На наш взгляд, выделение шести видов главного сознания достаточно для анализа Эго-функционирования большинства людей. Несмотря на это, в следующем параграфе мы будем рассматривать все 9 видов главного сознания в аспекте духовного развития человека.

Производные сознания

Производные сознания несчетны и в различных текстах описывается различное количество их видов, но наиболее распространенным их числом является 49 и 51 (также 54 и даже 121). 

Для простоты, мы конспективно проанализируем 51 вид производных сознаний. Они объединяются в шесть групп.

Первая пятичленная группа, называемая повсеместно функционирующими производными сознаниями, состоит из контакта, принятия в сознание, чувства, распознавания и намерения.

Вторая пятичленная группа, называемая индивидуально-определяющими производными сознаниями, состоит из устремления, памятования, уверования, сосредоточения и мудрости.

Эти десять производных сознаний сопутствуют любому главному сознанию, даже состоянию отупения или рассеянности. Ведь и в подобных состояниях присутствуют качества сосредоточения, пусть даже на той же рассеянности, мудрости, пусть даже заключающейся в видении ступора и т.д.

Все наши действия могут быть благими, не благими или нейтральными. Благие – все мысли и поступки, главным результатом которых является блаженство совершившего их индивидуума. Не благие являются их противоположностью. Нейтральные – мысли и поступки, вызывающие нейтральные результаты.

Одиннадцатичленная группа благих производных сознаний состоит из веры, осмотрительности, гибкости, равностности, стыдливости перед собой, стыдливости перед другими, отсутствия страсти, отсутствия ненависти, отсутствия невежества, отсутствия злонамеренности, и усердия. Все они сопутствуют любому благому состоянию главного сознания.

Шестичленная группа коренных оскверненных производных сознания (оскверненными являются состояния и мысли, вызывающие неуспокоенность сознания обладающего ими индивидуума) состоит из страсти, гнева, гордости, невежества, оскверненных взглядов и сомнения.

Оскверненные взгляды бывают пяти видов:

1) взгляд на разрушающееся собрание, т.е. хватание за «я» и «моё», базирующееся на неправильном представлении о наших психо-физических компонентах как неделимой целостности;

2) взгляд, придерживающийся крайностей (постоянства, небытия и проч.);

3) извращенный взгляд (например, вера в несуществование кармической причинно-следственной связи);

4) хватание за ложные взгляды как за наивысшие;

5) хватание за ложные мораль и поведение как наивысшие.

На основе коренных возникают двадцать вторичных оскверненных производных сознаний: ярость, злопамятность, сокрытие, злость, зависть, жадность, утаивание, притворство, бахвальство, злонамеренность, отсутствие стыда перед собой, отсутствие стыда перед другими, вялость, возбужденность, отсутствие веры, лень, отсутствие осмотрительности, забывчивость, разбросанность и несознательность.

Все коренные и производные осквернения являются не благими в мире желаний. Исключение составляют взгляд на разрушающееся собрание, взгляд, придерживающийся крайностей и вместерожденное невежество.

В мире форм и бесформенном мире, где существуют только благие и нейтральные мысли, все осквернения (которых не так уж много – нет таких грубых осквернений как гнев, зависть, злонамеренность и т.д., словом нет осквернений, препятствующих глубокому сосредоточению) являются нейтральными.

Последнюю группу составляют четыре переменчивых производных сознания. Они называются так потому, что могут быть благими, не благими или нейтральными в зависимости от предшествующего им намерения и прочих факторов. Это сон, сожаление, грубый анализ и тонкий анализ.  

Буддизм допускает одновременное функционирование восьми видов главного сознания, каждому из которых сопутствуют соответственные виды чувств, контакта, намерения и т.д.

Тексты «Абхидхарма-питаки» дают детальное объяснение каждого производного сознания. В них описывается, какие и сколько производных сознаний сопутствуют тем или иным главным сознаниям. Например, категории повсеместно функционирующих производных сознаний и индивидуально-определяющих производных сознаний сопутствуют всем сознаниям.

Таким образом, намерение, памятование и прочие должны быть не концептуальными, если они сопутствуют не концептуальному восприятию. К примеру, памятованием в данном случае будет просто удержание мыслью объекта. Если же те десять сопутствуют концептуальному сознанию, даже контакт, чувство и прочие должны быть концептуальны. Кроме того, например, если главное сознание благое, ему также обязательно сопутствуют десять благих производных сознаний. Если оно к тому же принадлежит к миру страстей, ему обязательно сопутствуют грубый и тонкий анализ. То есть, ему сопутствуют 22 производных сознания. В таком духе подсчитываются производные сознания, сопутствующие всем остальным видам главного сознания, – оскверненным и прочим. Понимание всех их взаимодействий потребовало бы детального описания каждого из производных сознаний, что превысило бы размеры данной работы. Более того, оно не столь необходимо в данный момент в этой книге. 

Всем сознаниям пяти органов чувств и ментальному сознанию, помимо повсеместно функционирующих производных сознаний, могут также сопутствовать все благие и (хотя и не одновременно с благими) многие из оскверненных и переменчивых состояний сознания. Так, например, даже непосредственное зрительное восприятие может быть благим или не благим. Однако первые десять из двадцати вторичных оскверненных состояний сознания – ярость, злопамятность, сокрытие, злость, зависть, жадность, утаивание, притворство, бахвальство, злонамеренность, а также гордость, сомнение, оскверненные взгляды, сон и сожаление – сопутствуют исключительно ментальному сознанию.

При разделении главного сознания на восемь видов считается, что сознанию всеобщей основы сопутствуют только пять повсеместно функционирующих производных сознаний, в то время как оскверненному уму помимо них также сопутствуют взгляд на разрушающееся собрание, неведение, гордость и страсть – всего девять.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!