Верные и неверные виды сознания



Буддизм подразделяет все сознания на непосредственное восприятие и концептуальное восприятие. Они могут быть как верными, так и неверными. Примерами неверного непосредственного восприятия могут быть видение двух лун в силу расстройства зрительного аппарата, а неверного концептуального – например, идея о том, что Владимир Козлов является президентом США. Примером верного концептуального восприятия является основанное на правильном доказательстве понятие о том, что 2 х 2 = 4.

Безошибочное восприятие звуков, цветов, запахов и прочего пятью чувственными сознаниями является верным непосредственным восприятием. Им также является прямое переживание непостоянства непосредственным йогическим восприятием. Апперцепция всегда является только верным непосредственным восприятием.

В зависимости от школы, одни виды сознаний относятся к верным, другие – к неверным. Все четыре философские школы неверными считают три вида сознаний: непостигающее, превратно мыслящее и сомневающееся. Что касается верных сознаний, они бывают двух видов: сознание непосредственным восприятием и сознание концептуальным восприятием. Верное восприятие всегда должно быть новым: только первый момент непосредственного восприятия является верным сознанием. Следующие за ним моменты в том же самом потоке восприятия, если они не вызваны другими объектами или следующими моментами тех же самых объектов (которые, согласно буддизму, также будут другими объектами – ведь ничто не длится более мгновения) будут так называемым последующим восприятием, которое является непостигающим сознанием – ведь в то время как их объекты уже прекратили свое существование, им все еще кажется, будто эти объекты существуют.

 

Концептуальное и не концептуальное сознание

Все виды сознания являются либо непосредственным, либо концептуальным восприятием. Основная разница между ними заключается в следующем: в то время как непосредственное восприятие познает свой объект лишь благодаря троичному взаимодействию объекта, органа и сознания, концептуальное восприятие принимает концептуально созданный образ за реальный объект (что также называется их смешением), для чего не требуется непосредственного присутствия реального объекта. Можно сказать, что реальный объект в данном случае заменяется концептуальным образом.

Также считается, что в то время как непосредственное восприятие является функционирующим через установление, т.е. имеет своими объектами существующие, или установленные независимо от концепций явления, концептуальное восприятие является функционирующим через устранение, т.е. оно хватается за ментальный образ, мысленно устраняя другие образы. Это, кстати, и является, согласно буддизму, необходимым качеством и сутью любого концептуального восприятия.

Однако не следует путать устранение объекта с его отрицанием. Последнее является негативной концепцией вроде «то-то и то-то не является тем-то и тем-то», а первое – просто концептуальным выделением одного объекта из массы других, присущим как негативным, так и позитивным концепциям. Буддисты говорят, что для создания правильной концепции о табурете, например, необходимо устранение не-табурета. Последнее является устранением всего, что не является предметом с четырьмя ножками и поверхностью для сидения. Однако, поскольку подобное устранение основывается на непосредственном восприятии предмета с четырьмя ножками и поверхностью для сидения, получается так, что для устранения не-табурета сначала необходимо концептуальное постижение табурета, для чего необходимо устранение не-табурета, в свою очередь базирующееся на идее табурета, и т.д. до бесконечности. Не обладай мы непосредственным восприятием, подобное было бы верным. Однако, поскольку мы им обладаем, оно и является начальной точкой отсчета любого процесса мышления.

Даже абстрактные идеи создаются на основе непосредственного восприятия. «Не-табурет» в данном случае не является идеей, основанной на идее табурета. «Не-табурет» является концептуальным обобщением всего, что не является предметом с четырьмя ножками и поверхностью для сидения.

Для подобного обобщения также незачем знать и быть в состоянии быстро перечислить все предметы, включенные в категорию не-табурета. Достаточно лишь общей идеи о том, что эти предметы не обладают ножками и поверхностью для сидения, в чем мы, впрочем, можем убедиться на собственном опыте. Это знание мы можем сравнить с нашим знанием о том, что для создания образа треугольника нам достаточно лишь трех точек, не лежащих на одной прямой, и незачем знать, что построено внутри и снаружи этой области.

Не нужно забывать, что восприятием, в случае непосредственного восприятия, является не осознание вещи как такой-то и такой-то, а просто возникновение в сознании определенного образа, который позднее описывается как то-то и то-то. Даже когда буддизм говорит, что в непосредственном восприятии мы воспринимаем предмет с четырьмя ножками и поверхностью для сидения, на который в следующий момент концептуальное сознание наклеивает ярлык «табурет», это делается лишь для удобства объяснения. На самом деле, происходит следующее (в контексте буддийской школы Саутрантики): в первый момент возникает вызванное внешними атомами восприятие, в котором образ еще не характеризуется как такой-то и такой-то. В следующий момент концепции наклеивают на это переживание ярлык «табурет». А уже после, описывая процесс восприятия, мы ретроспективно отмечаем, что мы наклеили данный ярлык на такие-то и такие-то формы, такие-то и такие-то характеристики, думая, что табурет действительно обладает подобными характеристиками, и, зная, что концепции создаются благодаря выделению тех или иных качеств.

Таким образом, устранение не-табурета приравнивается к концептуальному выделению табурета из массы явлений. Непосредственное восприятие на подобное действие не способно, оно отражает всё, что попадает в его поле. Отсюда и различия в функционировании через устранение и функционировании через установление.

Согласно буддизму, непосредственное восприятие всегда пассивно. Видя свой объект, оно не обладает определенностью в нем. Другими словами, видя вазу, наше зрительное сознание не определяет ее как вазу. С другой стороны, хотя концептуальное восприятие и не зависит от непосредственного присутствия объекта, именно оно определяет вазу как вазу, стол как стол, и т.д. Поэтому говорится, что непосредственное восприятие подобно немому зрячему, а концептуальное восприятие подобно слепому, наделенному даром речи. Задача непосредственного восприятия заключается не в определении объекта, а в вызывании правильного концептуального сознания, определяющего этот объект.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!