Правильное поведение (действие) (самма камманта)



Правильное поведение подразумевает контроль над психофизическим комплексом и органами чувств и определяется как отказ от уничтожения живого, от воровства, от половой распущенности и других действий, которые не укладываются в представление о нравственном поведении буддиста. В канонической литературе содержатся следующие слова: «И что же такое, о бхикку, правильное действие? Воздержание от отнятия жизни, от присвоения чужого, от неправильных поступков при половой страсти – это, о бхикку, называется правильным действием».

Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы:

– Ненасилие, не причинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

– Отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п.);

– Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

– Правильная сексуальная жизнь (в том числе «не прелюбодействуй»);

– Отказ от употребления одурманивающих веществ, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.

Как уже говорилось, у монахов и монахинь обетов гораздо больше, они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Типитаки (особенно важен текст под названием «Пратимокша»). Обеты монахов направляют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны. Кроме негативной стороны действий (которые выражаются в системе обетов), есть поведение правильное совершенное, полностью согласованное с внутренней этикой идущего по пути. Оно выражено в следующих словах Будды: «Без палки или меча (т.е. без применения насилия или принуждения), добросовестно, с глубоким сочувствием он заботится о благе всех живых существ».

 

Правильный образ жизни (самма аджива)

Правильный образ жизни организует внешнюю сторону нашего быта и подразумевает контроль наших связей и контактов с окружающим миром. Это то же правильное поведение, но взятое в социальном измерении. В канонической первой проповеди содержатся следующие слова: «И что такое, о бхикку, правильный образ жизни? При нем, о бхикку, благородный ученик отказывается от неправильного образа жизни и поддерживает свое существование правильными способами – это, о бхикку, называется правильным образом жизни».

Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказание судьбы, составление гороскопов и тому подобное). Будда говорил: «Тот бхикшу поступает правильно, для которого предвестия, влияние планет, сновидения и приметы не существуют. Он свободен от всех зол».

Кроме запретов на определенный образ жизни и действия, этот принцип воплощается в том, что средства на жизнь следует зарабатывать честным путем. Для поддержания жизни нельзя прибегать к недозволенным источникам, надо сосредоточенно трудиться в соответствии с доброй решимостью на благо других живых существ. Тот, кто встал на благородный восьмеричный путь, должен забыть все действия, связанные с обманом, вероломством, предательством, хитростью, ростовщичеством.

Правильный образ жизни заключается в чистоте помыслов и действий, справедливости и пользе не только для себя, своего телесного и духовного благополучия, но и для всех окружающих существ.

 

Правильное усилие (самма вайама)

Правильное усилие есть усилие сознания, или энергия, направляемая знанием, связанная и обусловленная противодействием эмоциональным импульсам и аффектам. В канонической проповеди содержатся следующие слова: «Что же такое, о бхикку, правильное усилие? При нем, о бхикку, бхикку порождает волю, препятствующую возникновению дурных, нечестных условий, которые еще не возникли; он совершает усилие, он проявляет энергию, он пользуется рассудком и борется. Точно так же (поступает он), чтобы отвергнуть дурные, нечестивые условия, которые уже возникли. Точно так же (поступает он), чтобы создать благоприятные условия, которые еще не возникли. Точно так же (поступает он), чтобы установить, предотвратить разрушение, вызвать рост, практиковать, осуществлять благородные условия, которые уже возникли. Это, бхикку, называется правильным усилием».

Правильное усилие заключается в том, что следование по Пути требует от человека предельного усердия и осознанности, глубокой мотивации. Даже если бхикшу руководствуется правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с правильного пути страсти, отношения, идеи и эмоции бывшего Эго и новые, но не менее вредные для пути, идеи и состояния.

Правильное усилие – это постоянное стремление к освобождению от фрагментов бывшего Эго, которое всегда присутствует в настоящем и никогда не сдается без борьбы.

Путь, даже если он был прямой и чистый для идущего, всегда скользок и опасен. Неправильный взгляд, неправильная идея, гадкая мысль, вспыхнувший гнев – и ты уже вне Пути. Необходимо усердие и осознанность, ведь всегда есть риск поскользнуться. Рано праздновать полную победу – сорванный плод может оказаться ядовитым.

Правильное усилие состоит из четырех фаз:

1) усилие к уничтожению зла, уже возникшего в нашем разуме;

2) усилие в предотвращении зла, которое еще не возникло;

3) усилие к созиданию блага, которое еще не возникло;

4) усилие к развитию блага, уже возникшего.

Благими качествами, которые необходимо развивать и совершенствовать, являются семь факторов просветления (сатта боджджханга), а именно:

1) собранность разума (сати);

2) распознание истины (дхамма-вичайя);

3) энергичность (вирийя);

4) увлеченность, вдохновение, восторг, радостность (пити);

5) безмятежная ясность (пассаддхи);

6) концентрация (самадхи);

7) равностность (упеккха) [25].

Все эти фазы и качества предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» – связывать воедино, запрягать, сопрягать. Поэтому слово «йога» родственно русскому слову «иго» и английскому слову «yoke» – «ярмо», «иго». Слово «йога», таким образом, означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы».

То, что мы сейчас обычно подразумеваем под йогой – одна из ортодоксальных брахманистских религиозно-философских систем (даршан), основанная на «Йога-сутрах» Патанджали, создание текстов которых датируется по одной из версий II веком до н.э., но по большинству других – позднее, вплоть до IV века н.э.

Однако йога в более широком смысле обозначала в индийской культуре любую форму психопрактики, направленной на достижение освобождения от сансары (нирвана, мокша, мукти, кайвалья); в этом ключе можно говорить о буддийской йоге, джайнской йоге, индуистской йоге и т.д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты и члены различных религиозных монашеских сообществ. О «правильном усилии» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!