Правильное памятование (внимательность) (самма сати)



Правильная внимательность – это правильная собранность разума, противопоставленная жажде и привязанности. Она правильна направлением мысли и выражением необходимости постоянной бдительности. В канонической проповеди содержатся следующие слова: «Что же такое, о бхикку, правильная внимательность? При ней, о бхикку, бхикку пребывает в созерцании тела как составного (сложенного из частей) образования; он пребывает в созерцании, старательный, владеющий собой, бдительный, подчиняющий себе алчность и скорбь, присущие миру. То же самое по отношению к чувствам, по отношению к восприятию, по отношению к действиям... по отношению к мысли. Это, о бхикку, называется правильной внимательностью».

Правильное памятование (внимательность) в буддизме описывается как четырехчастное памятование и ясное представление обо всем, что происходит с телом (кайя), чувствами (ведана), разумом (читта) и психическими элементами (дхамма). Такое размышление не ограничивается анализом и контролем над сознанием в том его виде, какое оно есть, но ведет к более высокому синтезу или интенсификации сознания посредством самадхи.

Правильное памятование – это не только постоянное представление-понимание о том, что уже изучено, но и призыв к фактуальному представлению о реальности: тело это просто тело, ощущение это ощущение, ум это ум, психическое состояние это психическое состояние.

Ложность мышления Эго заключается в том, что мы думаем, что тело – это мое тело – это я. Как в известном анекдоте о диалоге между Юнгом и Фрейдом о сновидении Фрейда: «Сигара может быть просто сигарой». В буддийском понимании сигара всегда является просто сигарой, машина машиной, солнце солнцем, а ворона вороной, без всякого символизма и концептуализации на «я» и «мир», «мое» и «чужое».

Нам трудно согласиться с идеей того, что наше тело, ум, ощущения и психические состояния – это нечто никчемное, непостоянное и неценное. Мы точно (при психическом и физическом здоровье) знаем, что «Я» это нечто чрезвычайно ценное: «Мое тело, может быть, слегка толстое (или худое), но, вне сомнения, великолепное настолько, что не любить его – онтологический грех, мои ощущения уникальны, мои психические состояния настолько глубоки, что следовало бы называть мою земную реализацию не иначе как Бхагаван Шри Владимир, а ум мой, вне сомнения, имеет космические творческие измерения…»

Такие способы памятования привычны для Эго (насколько мы уже знаем после путешествий по миру, знакомств и с европейцами, и с людьми Востока). В этом отношении автор данной книги не увидел никакой разницы между индусом, малазийцем, балийцем, латышом, немцем или русским в механизмах функционирования: везде «Я» и «мое».

Современному человеку трудно представить чувство непривязанности к себе, к телу, к эмоциям, к своим идеям и ценностям, к своим состояниям и сожалению об их утрате, и зависимости от них.

Даже несчастье, кризис, трагедия, являющиеся причиной привязанности, служат источником гордости и распухания Эго...

Правильное памятование (внимательность) – это понимание бренной, преходящей и отвратительной природы нашего чувства привязанности. Только осознание фактуальности мира может помочь нам освободиться от этого чувства, а также от сожаления по поводу утраты материальных, социальных, духовных ценностей.

Будда дает очень подробные наставления о том, как практиковать подобное размышление. Например, рассматривая тело, надо помнить и думать о том, что оно является лишь соединением четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), что оно наполнено всеми видами отвратительной материи: мясом, костями, кожей, внутренностями, нечистотами, желчью, мокротой, кровью, жиром и т. д. На кладбище можно увидеть, как мертвое тело разлагается, пожирается собаками и грифами, а затем, постепенно смешиваясь с элементами материи, исчезает. Благодаря такому усиленному размышлению человек может вспомнить о том, что есть тело: как оно отвратительно, тленно и преходяще! Он отбросит все фальшивые чувства и привязанность к телу: телу своему и телу других.

Простым усилением размышлений об ощущениях, уме и пагубных душевных состояниях человек освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты. Окончательным результатом этого четырехстороннего напряженного размышления будет отрешенность от всех объектов, которые привязывали человека к миру («Дигга-никая», сутта 22.)

Эта отрешенность необходима для постоянного сосредоточения мысли на истине. Целостный и всеохватный контроль над всеми мыслями, чувствами, эмоциями и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности может привести к плодам и одновременно методам правильного памятования. Первый метод и плод – самадхи (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоэмоциональной и ментальной нестабильности). Второй метод и плод одновременно – випассана (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

Недавно в своем подростковом дневнике я нашел запись: «Наг пришел и наг уйдешь – что «прилипло» – не ты и не твое». Когда-то мое памятование было правильным. Может незрелость наша ближе к мудрости.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!