Правильная решимость (намерение, цель) (самма самкаппа)



Правильная решимость – это решимость сознания, основанная на совершенном знании предшествующего шага. Поэтому она является противодействием подсознательным тенденциям, обусловленным неведением.

В каноническом тексте идея содержится в следующих словах: «А что же такое, о бхикку, правильная цель? Утверждение в отречении, в незлобивости, в не причинении зла – это, о бхикку, называется правильной целью».

Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению. Знание, понимание и даже переживание Четырех Благородных Истин бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. Правильное намерение – это решимость все время держаться Пути, не соскальзывать с него, не выскакивать из пространства правильного воззрения, нацеленность на то, чтобы держать фокус внимания и усилия в реализации всех этапов Пути. Смысл проживания четырех благородных истин заключается в том, чтобы затем благодаря правильному намерению сделать усилие и встать на Путь, встать на садхану Будды, не теряя цели садханы.

Правильная решимость означает отречение от привязанностей к мирским заботам, отказ от плохих намерений и вражды с ближними. Эти три условия и представляют собой основу правильной решимости, правильной цели.

Совершенная, всецело охватывающая человека решимость предполагает полное осознание человеком всего своего мышления, своих слов и действий, с тем, чтобы не предаваться низменным тенденциям своего Эго и культивировать радостность, равностность, любящую доброту и сострадание.

 

Правильная речь (самма вача)

Правильная речь – это правильное формулирование мысли и ее совершенное, осознанное выражение речью. Она определяется не только как воздержание ото лжи, клеветы, грубой речи и фривольных разговоров, но и как обязательство говорить истину («Правду говорить легко и приятно»).

Речь здесь выступает в качестве начала, развивающего в других нравственность, духовность, благие намерения и деяния.

Существует достаточно развернутое изложение того, какой не должна быть речь («Мадджхиманикая» I, 41): «(Возвышенный обращается к брахманам Сала, отцам семейств из племени Косаланов):

«И вот, отцы семейств, каковы четыре недостойные практики речи?

Вот случай, отцы семейств: человек этот лжец. Когда он отправляется в суд, или в собрание, или идет в общество родственников, или к народу, или к царским министрам, его приводят и велят давать показания, (говоря):

– Ну, добрый человек, скажи, что ты знаешь.

Тогда он, хотя и не знает, говорит: «Знаю»; или, зная, говорит: «Не знаю»; или, не видев, говорит: «Я видел»; или, видев, говорит: «Я не видел». Так, чтобы спасти себя или других, или ради какой то пустячной выгоды он намеренно говорит ложь.

Или еще: он оказывается сплетником. То, что он собирает здесь, он рассказывает во всеуслышание в другом месте, чтобы вызвать там разлад. То, что он собрал там, он рассказывает во всеуслышание в другом месте, чтобы вызвать разлад здесь. Так, он оказывается разрушителем дружбы; он не мирит ссорящихся, а находит удовольствие и радость в ссорах, веселится в ссорах и произносит слова, вызывающие ссоры.

Или это человек с грубой речью; его слова оскорбительны и грубы, резки по отношению к другим; он порицает других, оскорбляет их; ум его неуравновешен. Такова речь (его), которой он предается.

Или это празднослов, который занят неуместной болтовней, говорит о несуществующих и ненужных вещах. Он без стеснения говорит о недостойных предметах, произносит слова, которые не стоит сохранять в памяти, неуместные, несвоевременные, без разбора, не считаясь с пользой.

Таковы, отцы семейств, четыре недостойные практики речи».

Кратко в «Дигха-никае» (II, 312)мы можем привести следующие слова Будды: «И что же такое, о бхикку, правильная речь? Воздержание от лживых слов, от злословия, от оскорбительных речей и от праздной болтовни, – это, о бхикку, называется правильной речью».

В другом буддийском источнике правильная речь описывается следующим образом: «Он говорит истину, опираясь на истину, он предан истине, заслуживает доверия... Он никогда сознательно не говорит ложь, ни ради своей выгоды, ни ради выгоды другого человека, ни ради какой бы то ни было иной выгоды. То, что он услышал здесь, он не повторяет в другом месте, дабы не послужить там причиной разногласий и раздоров... Так творит он согласие меж теми, кто расходится во мнениях, и поощряет тех, кто обрел согласие. Согласие радует его, он любит и наслаждается согласием; и именно это согласие несут миру его слова. Он избегает грубой речи и говорит слова ласковые, успокаивающие ухо, полные любви, проникающие в сердце, вежливые и дорогие на радость многим. Он избегает фривольных разговоров и говорит в должное время, в согласии с фактами, говорит необходимое и полезное, говорит об Учении (Дхамма), дает практические наставления; его речь подобна сокровищу, в должный момент сопровождаемая аргументами, размеренная и полная смысла. Это называется Правильной Речью» («Ангуттара-Никая», X, 176).

Таким образом, принцип правильной речи не только обязывает вставшего на путь всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду, но и вводит в речь благое этическое начало или, что еще точнее «…встречаясь, о бхикку, вы должны делать одно из двух: или вести благочестивую беседу, или хранить благородное молчание»(« Мадджхиманикая» I, 161).

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!