Правильное сосредоточение (сосредоточенность) (самма самадхи)



Самма самадхи – это состояние совершенного сосредоточения и единения всех творческих сил, которое контролирует процесс становления, определяет перерождение и, в конце концов, устраняет их вместе со всем присущим и неотделимым от них страданием. В проповеди Будды содержатся следующие слова: «И что же такое, о бхикку, правильная сосредоточенность? Здесь, о бхикку, бхикку, удалившийся от чувственных влечений, от дурных условий, вступает в первую джхану и пребывает в ней, сопровождая ее направленным размышлением, удерживая мысль (на предмете). Эта джхана, порожденная уединением, полна восторга и счастья. Затем, погрузив в глубину направленную и удерживаемую мысль, он вступает во вторую джхану и пребывает в ней; эта джхана есть внутреннее спокойствие, пробуждение воли. В ней нет направленной мысли, нет удерживания мысли. Она рождена из сосредоточенности и полна восторга и счастья. Затем снова, о бхикку, после угасания восторга бхикку становится уравновешенным (невозмутимым), оставаясь бдительным, полным самообладания; все еще пребывая в теле, он переживает то счастье, о котором благородные мужи провозглашают: «Уравновешенный, вдумчивый человек живет счастливо». Так он вступает в третью джхану и пребывает в ней. Затем снова, о бхикку, отбросив удовольствие и страдание, придя к концу радости и печали, которые он испытывал раньше, он вступает в четвертую джхану и пребывает в ней, свободный от страдания, свободный от удовольствия, но в состоянии совершенной чистоты, уравновешенности и спокойствия ума. Это называется правильной сосредоточенностью».

 

Это восьмой и последний шаг на Восьмеричном Благородной Пути, который предполагает достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания.

Что касается объектов сосредоточения, они те же, что и объекты седьмой ступени. И ведущие факторы те же, что и факторы шестой ступени. Но если прежде эти семь факторов просветления существовали только в зачаточном состоянии, на ступени самадхи они достигают своего полного завершения, зрелости.

Объекты седьмой ступени по-прежнему остаются в сфере дискурсивного (или понятийного) мышления, а на восьмой ступени они поднимаются в сферу интуитивного сознания реализации.

Правильное сосредоточение является основной характеристикой самадхи и одновременно силой (индри), которая полностью преобразовывает сознание, интегрируя субъектно-объектные отношения в чистом переживании единства – мир становится сознанием, сознание становится миром.

Это переживание является чистым, поскольку в нем нет бинарности отношений и чувств, идей добра и зла, предвзятых установок принятия и отрицания, гордыни и презрения, подозрительности и доверия.

Когда чистое переживание всецело охватывает наше сознание, высвечивая самые тайные истоки наших заблуждений и привязанностей, самую глубинную мотивацию, тогда и достигается освобождение – нирвана.

Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи. Некоторые из них не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов», то есть аффектов (клеш), не является филологически корректной).

Но даже если нирвана не случилась, любое состояние самадхи, временного просветления, в любом случае производит огромный трансформационный эффект, расширяя понимание, открывая врата доверия, углубляя наши взгляды, ослабляя наши предрассудки и очищая наши устремления.

Просветление – это как умыться утренней росой на зеленом лугу, какой бы ты ни был, а солнце начинает сиять ярче.

Правильное сосредоточение в практике бхикшу, приступившего к садхане, имеет четыре ступени. Вне сомнения, оно требует безупречности в соблюдении указанных 7 принципов пути и освобождении себя от всех страстей и злобных мыслей. Только так он сможет пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути – к прекращению страданий и достижению нирваны.

1. Бхикшу сосредотачивает свой чистый и успокоенный ум на осмыслении и исследовании истин. На этой ступени глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от земного.

2. В тот момент, когда вера в Четыре Благородные Истины рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях отпадает, возникает вторая стадия сосредоточения, которая представляет собой радость, покой и внутреннее спокойствие, порожденные усиленным невозмутимым размышлением.

3. На третьей ступени делается попытка перейти к состоянию Равностности (Упекха), то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает третья, более высокая ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Но он все же сознает это освобождение и Равностность, хотя и безразличен к радости сосредоточения.

4. На последней стадии бхикшу пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и Равностности, также как и от всех чувств радости и воодушевления, которые он ранее испытывал, поднимаясь и достигая состояния совершенной чистоты и покоя, без страдания и без освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели – прекращения всякого страдания, совершенной мудрости и совершенной праведности.

Хотелось бы сказать, что бхикшу достигает нирваны. Но в основном в буддизме считается, что нирваны достиг только сам Будда. По этой причине, мы сможем только предположить, что плодом арья аштанга марга является достижение архатства. В главе, посвященной архатам, составитель знаменитой «Дхаммапады» характеризует архата следующим образом: «У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел – освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже Боги завидуют». Одновременно считается, что архатства достигает тот, кто пережил нирвану.

Чтобы не запутаться в словах и отношениях, определим, что архат это буддийский монах, достигший освоения брахма-вихары, пространства ничем необусловленных, драгоценных состояний сознания («сорвавший плоды Пути»): Равностности, Радостности, Любящей доброты и Сострадания. Что касается кардинально важного трансформационного психического состояния, которое и является дверями в брахма-вихару и архатство одновременно, обозначим его как самадхи – состояние просветления, достигаемое правильным сосредоточением на четвертой ступени. Оно выражается в тишине и чистоте сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним миром, слиянии индивидуального сознания с сознанием универсума (Дхармакайей). Оно близко к нирване, но не идентично. Аналогами являются сатори в дзэн, слияние индивидуальной души с Духом Святым в мистическом христианстве.

В буддийской литературе приводится точная метафора о Четырех Благородных Истинах:

1) человек живет в долине реки Ганг, во время наводнения заливается вся долина, и в его глиняную хижину просачивается вода – это Первая Благородная Истина – истина о наличии страдания;

2) человек видит дыру на стене, через которую поступает вода – это Вторая Благородная Истина – истина о причине страдания;

3) человек затыкает дыру в стене – это Третья Благородная Истина – истина о прекращении страдания;

4) но он сознает, что временное прекращение поступления воды не спасет его, что он должен выбраться из этой долины на возвышенность, где вообще нет воды, для чего планирует свой путь – это Четвертая Благородная Истина – истина о пути к освобождению.

Итак, этот человек должен убедиться в необходимости выбраться из долины, наполненной водой (сансара), и забраться на гору, где нет воды (нирвана). Будда говорит:

Луна и солнце могут пасть на землю,

Гора Сумеру сокрушиться вниз,

Но никогда мой замысел не дрогнет.

Скорее, чем в запретное ступить,

Да буду брошен я в огонь свирепый.

Рожденья, смерти, старости, болезни

Боюсь – к свободе путь найти хочу я…

Базовые обобщения

Мы изложили то, что можно обозначить изначальным буддизмом. Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Благородный Путь представляют всю сущность буддизма, т.к. выражают философию и онтологию, психологию и психотехнику движения к нирване.

Сам Путь представляет собой уже полную интеграцию буддийского учения и его четырехчленной формулы. Первый этап на Пути – Правильное Воззрение – заключается в познании и признании факта страдания, его источника, возможности его устранения и Пути, ведущего к уничтожению страдания.

Но даже если человек встал на путь и признал четырехчленную формулу, в силу ограниченности человеческого сознания значение Четырех Благородных Истин не может быть полностью осознано на первом этапе. То есть, следующие 7 шагов необходимы для того, чтобы Правильное Воззрение было тотальным.

Если бы человек сразу осознал Четыре Благородные Истины, то пробуждение было бы достигнуто немедленно, а остающиеся 7 шагов на пути были бы излишними.

В основе Восьмеричного Пути лежат три фундаментальных принципа: Мудрость (праджня), Нравственность (шила) и Сосредоточение (самадхи). Правильное Воззрение и Правильная Решимость составляют основу Мудрости, принцип Логоса. Правильные Речь, Поведение и Образ Жизни представляют принцип Нравственности, этику (шила). Правильное Усилие, Правильное Памятование и Правильное Сосредоточение представляют принцип Сосредоточения (самадхи).

Эти три принципа гармонично дополняют друг друга: мудрость, нравственность и сосредоточение являются единым путем совершенствования осознания и процесса познания истины.

Мудрость выражает искреннее стремление к истине, беспристрастное признание законов жизни, которое является Правильным Воззрением (пониманием), первым шагом на пути к освобождению, без которого ни нравственность, ни практика сосредоточения не имеют никакой ценности. Нравственность это практическое выражение правильного понимания в речи, деятельности, поведении и образе жизни. Непротиворечивость между пониманием и действием, словом и делом выражает пик внутренней правдивости и истинный смысл нравственности. Правильное сосредоточение (самадхи) невозможно без нравственности (шила), т.к. оно не может быть достигнуто без внутренней непротиворечивости, тишины, гармонии.

Триединство Дхармы

В предыдущих текстах мы познакомились с учением Будды (Дхармой). Мы выяснили, что Восьмеричный Благородный путь является путем Будды. Постижение Дхармы представляет понимание того, что существует непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы, и единственные прибежища для человека в этой жизни – это Будда, его учение (дхарма) и буддийская община (сангха). Только неукоснительное соблюдение всех предписанных Буддой правил этического поведения и осознанного движения по пути приведет человека к освобождению от страданий.

Тримурти Дхармы является неким расширением реального пути (садханы) к нирване.

Прибежище (триратна) является не столько своеобразным символом веры буддиста, сколько социальной, человеческой возможностью реализации Пути. Восприятие Будды как учителя и проводника, его Дхармы как Закона, а сангхи как сообщества единомышленников, является возможностью выживания буддийского мировоззрения.

Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхар – «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон», его значение часто интерпретируется как «универсальный закон бытия». Тримурти Дхармы является универсальным законом возможного бытия буддиста, то есть вне триединства сам буддизм невозможен, тем более, невозможно выполнение морального долга, обязанностей и этапов Пути благочестия.

Первый элемент триединства – Будда – выполняет самую важную функцию: эталона, образца, идеала реализации духовного пути. Он – совершенно Просветлённое, всеведущее существо, достигшее духовных вершин бодхи и нирваны. Эталон Будды знаменует окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в любой культуре.

Будда задает цель пробуждения, не сравнимую по силе и мощи, свободе и свету ни с одной индийской или другой духовной традицией (даосизмом, христианством, мусульманством и др.), любым другим культурным контекстом бытия.

Будда демонстрирует достижение такого уровня целостности, гармонии, освобождения и блаженства, который недоступен ни известным на земле Богам, ни святым других религиозных систем.

Он дает не только цель, но и способ достижения этой цели – Восьмеричный Благородный Путь. Его личность, его этика и поведение, речь и состояния при жизни являются образцовыми. Он сам является не только эталоном цели, но и идеалом пути, средств, стратегий, способов, методов достижения и стяжания плодов пути. Именно это делает Будду высшим авторитетом, вершиной возможного развития и реализации человека.

И поэтому дхарма Будды как учение является объяснением высшей истины, олицетворением идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Вне авторитета Будды и вне эталонности личности пробужденного Дхарма – просто слова.

Вместе с тем, Дхарма является Законом, смысловым ядром Вселенной, в соответствии с ним происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб. С его помощью можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего.

Дхарма как Закон и моральный императив в буддийской традиции дает бхикшу, живущему в согласии с принципами Дхармы, возможность быстрее достичь нирваны (освобождения), а мирянам – моральную доктрину о правах и обязанностях каждого человека и возможность накапливать кармические заслуги.

Третий элемент – сангха – социальное сообщество буддистов.

Вне сомнения, без сангхи ни Будда, ни Дхарма никакого смысла не имеют (да простят автора верующие буддисты).

Будда и Дхарма мертвы без живых социальных сообществ, которые и наполняют Будду из клана Шакьев смыслом и достоинством, а учение – содержанием и пониманием.

Изначально сангха –это община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих бхикшу (на пали – бхикку), монахов-буддистов. Изначально бхикшу (санскр. – «просить милостыню, подаяние») в буддизме это монах-аскет, живущий за счет милостыни, подаяния. В современных условиях это слово понимается в более широком смысле и означает буддиста – члена сангхи.

В широком понимании, сангха – это название буддийской общины, всех людей в мире, почитающих Будду и изучающих Дхарму. В широком толковании мы имеем дело с «четырёхчастной сангхой», состоящей из монахов, монахинь, мирян и мирянок. Миряне и мирянки обозначаются словом упаcака (санскр. «рядом, подле, вместе» – «последователь, ученик, служитель»). Это последователи учения Будды, исполняющие пять обязательных заповедей-предписаний.

В более узком смысле, при принятии прибежища, сангха – это группа людей, достигших определенной степени просветления. Это социальное сообщество носителей Дхармы, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды и достигают пробуждения – становятся архатами. Данная модель повторяется во всех других религиозных традициях, в которых есть эталон «Отца-основателя» и группа просветленных мужей, показывающих своим примером правильность учения и духовного пути основателя традиции. 

Таким образом, сангха имеет три социальных слоя:

· Просветленные архаты;

· Бхикшу;

· Упасака.

Это чрезвычайно разные по уровню своих достижений и укладу жизни люди. В то же время, все они равны между собой и взаимозависимы.

Вне сомнения, просветленные архаты не могут обойтись без бхикшу, т.к. именно они могут оценить их достижение и обеспечить им физическое выживание и социальную поддержку.

Сангха, состоящая из принявших прибежище бхикшу, не может выжить без мирян, т.к. монахи «не сеют, не пашут» и, честно говоря, целиком зависят от отношения к ним обыденных людей, которые, говоря старым социалистическим языком, производят материальные блага, и без которых даже самые духовные бхикшу не могут обойтись.

Если сангха хочет существовать, она должна установить прочные контакты с населением.

Возникновение социального слоя упасака обусловлено именно этой зависимостью. Вне сомнения, монахи не распространяли и не распространяют свое внутреннее учение (дхарму для архатов и бхикшу) среди простого населения. Они объясняли простолюдинам, что их Боги также находятся в «колесе жизни», также подвержены страданиям, а Будда, переживший нирвану и познавший истину, стоит выше Богов.

Правильное действие простого человека заключается не в поклонении Будде или Богам, а в ежедневном соблюдении пяти моральных правил: не убивать живых существ, не лгать, не воровать, не прелюбодействовать, не употреблять одурманивающих веществ. Он может создать свою хорошую карму путем ежедневного накопления духовных заслуг, причем основной духовной ценностью являются мысли и дела, которые были направлены на благо сангхи.

В соответствии с учением сангхи, благие деяния включают множество духовных и материальных деяний, начиная от сооружения буддийских ступ, монастырей, множества ритуальных действий, кончая простым повторением формулы «трех сокровищ» («Поклоняюсь Будде, дхарме, сангхе») или «ом ма ни пад ме хум», которые помогут им накопить значительные заслуги в этой жизни.

Именно для паствы были сформированы рассказы о прошлых жизнях Будды (джатаки), которые имеют нравоучительное содержание и включают в себя этический кодекс для занятого домохозяина на все случаи жизни.

Сангха во многом давно потеряла свой изначальный смысл и является социальной духовной организацией, сформировавшей зрелищную, парадную сторону буддизма с огромными храмами, золотыми, серебряными и каменными статуями Будд и бодхисатв и ступами в мраморе и драгоценностях. 

В монастырях организуются всевозможные культовые обряды, религиозные церемонии, зрелищные представления, праздничные ярмарки. Они давно стали не только центрами социальной жизни профанических сообществ, удовлетворяющими духовные запросы жителей, и не только образовательными системами, но и системообразующими сообществами, регулирующими психологические, экономические, социальные, правовые, семейные и другие отношения.

Гений буддийской сангхи в политическом взаимодействии с социальным устройством заключается в том, что она никогда не подрывала устоев государственности. Эта стратегия взаимодействия была предельно адаптивной к системе социального устройства.

Она проявлялась в нескольких принципиальных идеях:

1) каждый человек заслуживает то место, которое он занимает в обществе, это место напрямую зависит от его прошлых и настоящих деяний;

2) власть и богатство человека свидетельствуют о количестве достоинств, кармических заслуг, накопленных в «прошлых жизнях». Материальный и социальный успех – результат благих заслуг личности, и каждый, имеющий власть, имеет на нее абсолютное право. В дальнейшем данная идея получила разработку и оформление в буддийской концепции идеального правителя – чакравартина;

3) в жестких условиях кастового изоляционизма буддизм давал вейшам и шудрам (низшим и наиболее многочисленным Варнам) надежду возродиться в будущей жизни в более хороших условиях путем неукоснительного соблюдения социально-этических норм поведения или вступления в сангху.

Таким образом, тримурти дхармы интерпретируется нами в достаточно широком понимании:

· как прибежище – единство Будды, Дхармы и сангхи;

· как социальное единство – Будда, архаты, бхикшу, упасака;

· как триединство духовного учения Будды – эзотерического, монашеского и профанического, излагающих одно и то же учение на языках, различающихся по уровню сложности и доступности.

Но во всех интерпретациях Будда является системообразующим, интегрирующим фактором, которому принадлежит и Истина, и Путь, и Плоды Пути.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!