ЭТАПЫ И ТЕОРИИ ПРОЦЕССА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ТЕОРИЯ «ПРИВРАТНИКА», ТЕОРИЯ «ПОВЕСТКИ ДНЯ», ТЕОРИЯ КУЛЬТИВАЦИИ.



 

Литература: 1) Брайнт, Томпсон «Основы воздействия СМИ»,

Бакулев Г.П. «Массовая коммуникация: западные теории и концепции»,

Черных «Социология массовых коммуникаций».

Теория привратника (этап отбора информации).

                   Идея «привратника» принадлежит Курту Левину (1947 г). Из тысяч событий, которые описываются в мире, редактор для своего издания отбирает только десятки.

                   С помощью механизма Левина Д. Уайт (1950 г) начинает анализировать деятельность редактора газеты. В итоге он выяснил, что в газету не попадает 90% новостей. Треть издатель не пропускал по субъективным причинам, потому что они не нравились ему или он сомневался в их достоверности. Другие не проходили по техническим причинам: не хватало места в газете.

В результате выявились три общих фактора, влияющих на отбор информации в любое СМК:

                   1. Субъективный фактор - вкус, интуиция, интерес самого «привратника» - того, кто отбирает информацию;

                   2. Интересы аудитории, на которые необходимо ориентироваться, изучать, формировать и т. д.;

                   3. Технические возможности - площади печатных изданий, временные рамки радио и телевидения.

                   "Привратником" признается тот, кто контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию. Существование привратника объясняется информационным избытком. В роли привратника выступают редакторы, журналисты, владельцы СМИ.

Отбор новостей определяется внутренними потребностями организации. Основная потребность: стремление к выживанию, то есть удержание аудитории и рекламодателей. Удержание рейтинга происходит путем эффектного визуального ряда. При этом сложные темы начинают показывать через набор стереотипов.

Для рекламы и паблик рилейшнз данная модель позволяет более четко представить себе не только аудиторию СМИ, но и тех, кто работает с ней. Создаваемое сообщение должно нести в себе характеристики, нужные и тем, и другим.

Теория повестки дня (этап формирования информации).

                   Гипотеза «повестки дня» рассмотрена в работе П. Лазарсфельда «Выбор народа», после которой Маккомбс и Шоу обращаются к этой работе и дают теории название.

СМИ обращаются к тем событиям, которые начинают восприниматься аудиторией в качестве наиболее важных, формируется «повестка дня» - особая медиа - реальность, сконструированная СМИ. Посылка теории – эффект воздействия на формирование общественного мнения определяется избирательным вниманием коммуникатора.

Из сообщения аудитория узнаёт о значимости события – таким образом происходит установление повестки дня. Т.е. коммуникатор имеет возможность влиять на познавательные возможности аудитории. 

Маккомбс и Шоу использовали гибридный метод сопоставления данных, полученных путем контент-анализа содержания ТВ передач с данными социологических опросов.

В ходе соц. опросов респондентов просили ранжировать социальные и политические проблемы по степени значимости. Корреляция результатов контент-анализа позволила говорить о наличии повестки дня:

- навязчивые проблемы. Проблемы, с которыми люди имеют дело непосредственно и постоянно (инфляция, безработица). Они приобретают общественную значимость вследствие личного опыта.

- ненавязчивые – проблемы, в которых у людей нет личного опыта. СМИ выступают единственным источником информации об этих проблемах.

Исходя из теории повестки дня, основное воздействие СМИ связано не с возможностью убеждения, а с их способностью привлечения внимания.

Соц. анализ показал, что с помощью установления повестки дня, СМИ имеют возможность ориентировать общественное мнение в желательном направлении. Концепции повестки дня противостоит концепция фрейминга (предел повестки дня).

Фрейминг – техника предоставления новостей в соответствии с уже имеющимися в сознании адресата фоновыми знаниями.

Если новости ориентированы на новое, то фрейминг – способ обличать новую информацию в старой форме. Фрейм - структура знаний, служащих для предоставления стереотипных ситуаций.

Результатом фреймирования оказывается максимальное упрощение содержания новостей, что тем самым маскирует действительно важные и острые проблемы.

Различие между повесткой дня и фреймингом заключается в том, что повестка дня предусматривает, что СМИ освещают одни и те же события, игнорируя другие. Фрейминг предполагает, что СМИ освещают определенные события и в рамках этого события СМИ игнорирует некоторые стороны, но при этом подчеркивает другие.

Теория культивации (этап распространения информации).

                   Гипотеза культивации была попыткой объяснить воздействие телевидения на зрителей. Она зародилась в рамках Проекта культурных индикаторов, научно-исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия, которую в 1960х годах возглавлял Джордж Гербнер.

Гипотеза культивации - "Чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране".

Гипотеза культивации предполагает, что при просмотре телепередач происходит унификация разных категорий телезрителей, так как все они получают однотипно структурированную информацию. ТВ является оптовым поставщиком образов в результате его общедоступности. Так же ТВ не требует никакого уровня образования, одновременно предлагает и звук, и изображение.

                   Долговременное воздействие этих общих структурных моделей телепрограмм вызывает явление, которое ученые назвали мэйнстримингом (господствующей тенденцией). Концепция мэйнстриминга предполагает, что в рамках культур существуют доминантные комплексы убеждений, взглядов, ценностей и обычаев, и что большинство телевизионных передач представляет и сохраняет такие ценности. То есть систематический и долговременный просмотр ТВ может привести к ослаблению и стиранию различий в восприятии поведения (реакциях) у разных категорий телезрителей.

                   Резонанс, еще одно относящееся к гипотезе культивации явление, имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают искаженный образ действительности, представленный на телеэкране. То есть когда зрители видят на телеэкране то, что больше всего совпадает с их собственными повседневными реальностями. По существу, эти люди получают «двойную дозу» культивации, поскольку то, что они видят по ТВ, находит отклик в их реальной жизни.

                  
ВОПРОС 7.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!