Критерии достоверности силлогизмов



Нам стало ясно, что простейшая посылка и «виджданийят»[45] имеют ценность безошибочного понимания и отражения данности вовне такой, какая она есть[46]. Другие посылки мы можем рассматривать в контексте логических общих понятий. Если полученный из простейшей посылки принцип мы разбираем на основе положения общих понятий логического характера, то мы можем непосредственно получить правильные результаты. Возможно, возникнет вопрос: становится ли критерием истинного познания определение, данное истине, как «соответствие реалиям внешнего мира». Если это так, тогда метафизические принципы не являются истинными, ведь они не соответствуют материальному миру, и на этом основании мы не можем говорить об их достоверности. В ответ надо сказать, что главная ошибка такого утверждения в том, что здесь ставится знак равенства между внешним миром и материальным. Мы должны сказать, что внешний мир не ограничивается исключительно материальным миром, но включает и мир трансцендентный. Помимо этого, как известно, исламская философия указывает на то, что материальный мир по отношению к трансцендентному ничтожен.

 

 

На этом основании общим критерием правильности посылок является их соответствие внешнему миру и, в том числе, трансцендентному. Так, например, такие посылки как «металл при сильном нагревании плавится» необходимо испытать, другими словами, провести физический опыт, в то время как посылки, основанные на логическом мышлении, не нуждаются в этом, но критерием достоверности для них служат другие понятия стоящие выше них. Для общих понятий вторичного характера необходимо, с одной стороны, рассмотреть сознание, с другой - внешний мир. В сознании отражаются общие понятия, непосредственно относящиеся как к материальному, так и к нематериальному миру. Таким образом, происходит идентификация[47].

 

 

Нафс аль амр[48]

Во многих текстах, относящихся к исламской философии, мы встречаем такие выражение как «такой-то материал в соответствии нафс аль амр…». Касательно достоверных посылок, которые соответствуют реалиям внешнего мира, также мы также встречам такие выражения.

 

Что касается данного термина, то среди философов нет единого мнения. Так, некоторые считают, что слово «амр» означает «трансцендентный мир», но это, так или иначе, проблему не разрешает, ибо для того, чтобы определить ценность данной посылки нам необходимо её сопоставить с чем-то. Для нас предельно ясно, что под «нафс аль амр» надо понимать не тот реальный мир вне нас, но непосредственно посылки, например: для экспериментальных наук основой «нафс амр» может служить материальный мир, для внутреннего мира человека - его душа и внутренний мир, для логических наук - непосредственно человеческий интеллект и разработанные в сознании посылки.

 

 

Урок 20

 

О ценностях нравственных и правовых посылок

 

 

Особенности нравственных и правовых познаний

Нравственные и правовые познания имеют свои особенности, иногда их называют познанием ценностей. Их можно разделить условно на две части:

 

1. Особенности, относящиеся к так называемым понятиям представления, сюда можно отнести нравственность, право.

 

2. Особенности, относящиеся к познанию ценностей, которые в свою очередь делятся на повествовательные и повелительные и представлены, как посылки логического характера.

 

Некоторые западные исследователи посчитали, что нравственные и правовые нормы и принципы не имеют основы, другими словами, они несут исключительно повествовательную форму, в которой нет принципа определения достоверности данной посылки. Таким образом, мы не можем вывести критерий достоверности правоты и правильности данной посылки нравственного характера. Но это мнение западных исследователей не верно, нет никаких сомнений, что нравственные и правовые посылки несут в себе ценность без того, чтобы быть и нести в себе посылку обязательно повествовательного характера.

 

Критерии правильности посылок

Посылки нравственного характера имеют две особенности:

 

Одни из них указывают на завершённость принципа, как, например в высказывании: «Говорить ложь для исправления большей несправедливости в Исламе разрешается». Или, например: «Отрубать руку вору в Исламе обязательно». В данных посылках правильность и неправильность данных посылок определяется критерием соответствия их нравственным принципам и постулатам. Таким образом, путь познания их достоверности лежит через познания данных нравственных устоев и законов. Помимо того, есть принципы, которые указывают на нравственные ценности, бытующие в обществе, без определения для них особых законов и принципов, например, посылка: «Справедливость - это хорошо». «Угнетение – это не хорошо», «Каждый человек имеет право на жизнь» и т.д.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!