Урок 17 место интеллекта и чувств в преставлении



 

Вопрос о первичности интеллекта и чувств в представлении.

Как было сказано ранее, западноевропейские философы при распространении своих изысканий касательно общих понятий и представлений условно подразделяются на две основные группы:

 

1. Одни считают, что интеллект сам по себе может и способен понимать и чувствовать определённые понятия и категории без вмешательства чувств материального характера[35]. Декарт, в частности, такие понятия как Бог и душа, которые не имеют материальных особенностей и понимания человеческого интеллекта, относил к понятиям, которые представляются человеком в отрыве от чувств и не нуждаются в своём представлении, чувственном понимании и осмыслении.

 

Он относил их к первичным особенностям. В противовес этому такие качества как цвет, запах, вкус, которые приходят через чувства, были названы вторичными. Таким образом, можно понять, что Декарт и его сторонники ставили интеллект выше чувств.

 

2. Кант привёл целую систему понятий: понятия «до опыта», такие понятия как место, время, а также 12 категорий (известные как категории Канта). Он считал, что осознание этих понятий относится к самой сути человека на уровне бессознательного. Сам список категорий достаточно хорошо известен:

сущее (греч. "подлежащее", hypokeimenon, лат. субстанция, substantia)

количество (лат. quantitas)

качество (лат. gualitas)

отношение (лат. relatio)

место (где) (лат. ubi)

время (когда) (лат. quando)

положение (лат. situs)

обладание (лат. habitus)

действие (лат. actio)

страдание (лат. passio).

Все категории теоретически являются абсолютно равноправными, поскольку они несводимы друг к другу. Тем не менее, даже поверхностное рассмотрение обнаруживает явные взаимозависимости в приведенном списке.

Во-первых, это противоположность между первой категорией ("сущим") и остальными девятью. Сущее отличается тем, что может принимать противоположные определения, в то время как ничто другое такой способностью не обладает.

Во-вторых, это явные пары противоположностей внутри самого списка категорий. Это, прежде всего, действие и страдание (явная противоположность), а также пары место - время и количество - качество.

На эти два факта обращали внимание достаточно давно. Плотин, например, в рамках своей критики аристотелизма доказывал, что категории могут быть выведены друг из друга, а потому не являются первоначалами. Но отношение античной и средневековой мысли к тому, что между категориями обнаруживаются какие-то связи, было скорее отрицательным. Философы Нового времени, напротив, усмотрели в этом плюс - и даже решились на радикальные ревизии списка категорий, вдохновляемые именно желанием связать их друг с другом (например, Кант) или вывести их последовательно друг из друга (Гегель).

Кант предложил свою "трансцендентальную таблицу категорий" с двухступенчатым делением: категории подразделяются на четыре главных раздела (количество, качество, отношение и модальность), каждый из которых подразделяется, в свою очередь, на три категории, причем первые две являются противоположностями, а третья явно играет роль некоего "синтеза"

 

Итак, мы получаем иерархическую схему следующего вида:

  сущее    
  ("подлежащее", hypokeimenon,    
  субстанция, substantia)    
количество (quantitas)   качество (qualitas)
  отношение (relatio)  
Место (где) (ubi)   время (когда) (quando)
  положение (situs)  
действие (actio)   страдание (passio)
  обладание (habitus)  

 

 

Другие считали подсознание человека подобным чистой доске. Всё что написано на этой доске, то и будет отражаться в сознании, другими словами, сознание человека чисто и пусто, но при непосредственном соприкосновении с внешним миром он начинает думать и чувствовать этот мир и таким образом в сознании человека вырисовывается начало понимания. Эпикур в частности говорил: «в сознании человека ничего нет, если только в начале оно было испытанно и пройдено через чувства». Примерно это же повторил Джон Локк, спустя несколько столетий.

 

Локк считал, что чувства внешнего характера посредством интеллекта перерабатываются и приобретают особенные черты и качества, и только после этого приобретают так называемые интеллектуальные черты и понятия. Интеллектуальные общие понятия есть ни что иное, как первоначальные чувства самого человека.

 

Ранее мы уже указали, что большинство позитивистов и многих других, перешедших за грани умеренного в данном вопросе, полностью отрицают общие понятия интеллектуального характера, считая их не более чем определёнными понятиями в самом сознании человека, и не более того. Таким образом, многие доктрины связанные с общими понятиями ставятся под вопрос, т.е. отрицается их существование вовне. С другой стороны, многие эмпиристы, такие как Кандийак (Франция), считали, что экспериментальная наука и опыт, в результате которого вырабатываются общие понятия, может быть только чувственным. Некоторые другие, подобно Джону Локку (Англия), считали, что есть опыт помимо чувственного, другими словами, есть опыт внутренний обращённый к самому человеку.

 

Беркли в этой «колоде» мыслителей имеет исключительное мнение, в частности, он считал, что опыт есть ничто иное как исключительно внутренний опыт человека, ибо он отрицал существования материальных вещей вне нашего сознания, таким образом, не остаётся место внешнему опыту и чувствам внешнего характера, и значит, он полностью ограничил общие понятия внутренним миром и опытом человека.

 

К этому необходимо добавить, что большое количество последователей эмпиризма, в особенности те, кто считает экспериментальную науку исключительной прерогативой внутреннего мира человека и опыта, в отличие от тех, кто не исключал опыт вне сознания, не могли просто отрицать трансцендентные принципы, которые не связанны с материальным миром. Таким образом, они доказывают метафизические принципы с опорой на интеллект, несмотря на то, что во главу угла они ставят всё же опыт, чувства и восприятие.

 

Критические замечания касательно двух европейских философских школ требует глубокого анализа и отдельного рассмотрения, что не входит в рамки данного исследования. Ниже мы коротко затронем основные моменты и некоторые критические замечания в их адрес.

 

 

 

Критические замечания

1. Допустим, что интеллект с самого начала своего существования имел исключительно особенные качества и без какого-либо влияния извне мог самостоятельно «работать». Однако ни один здравомыслящий человек, если обратится к своей совести, не примет данные утверждения, относящиеся как непосредственно к понятиям материального мира, так и не материального.

 

2. Если представить, что общие понятия есть проявление своего рода бессознательного, невозможно доказать существование внешнего мира, ибо самое большее, что можно сказать, это то, что, если бы разум человека имел бы другие особенности, несомненно, он представлял бы всё иначе, нежели мы видим, в данный момент и представляем в данный момент[36]. Декарт говорит, что если бы Бог, создавший бессознательное понимание и интеллектуальное видение внешнего мира, создал бы его не таким, какой он есть, из этого следовало бы, что Бог солгал, что не может быть принято.

 

3. Если мы признаем, что интеллектуальные понятия набирают силу и берут начало из внешних чувств, то несомненно то, что интеллектуальные понятия более не могут возвращаться и переходить снова во внешние чувства, ибо, перерастая в интеллектуальные понятия, они уже не есть чувственные, но есть умственные. В то время как мы видим, что при непосредственном появлении общих понятий, по-прежнему сохраняется место для внешних чувств. Помимо этого превращение из одного состояния в другое есть признак материальных вещей, но это не может относиться к сознанию и интеллектуальному измышлению, в то время как представление есть, прежде всего, состояние, превышающее материальные явления.

 

4. Большое количество интеллектуальных понятий, подобно понятию причины или следствия, не имеют абсолютно чувственного восприятия, будь то внешние чувства человека или внутренние[37]. Таким образом, относительно таких понятий мы не можем сказать, что они могут изменяться и переходить из состояния чувственного в состояние интеллектуального, ибо вообще здесь не стоит вопрос о чувственном восприятии.

 

5. Представим, что внешние чувства есть основа для интеллектуального понимания общих понятий и познания мира в целом. Таким образом, они не переходят в интеллектуальное состояние, но должны сохранять чувственные основания, и мы можем принять их частично как первичные общие понятия, но относительно общих понятий вторичного характера мы не можем сказать, что они есть продукт внешних чувств и перехода на интеллектуальное мышление.

 

Исследование

Для того чтобы более понятно было место внешних чувств в познании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на общие понятия и на то, как они появляются в сознании и представлении человека. Например, когда мы смотрим на цветущий сад, мы видим различные цвета, красивые деревья разнообразные растения, однако, когда мы закрываем глаза, мы более не видим всей этой красоты, таким образом, при непосредственном прекращении связи с внешним миром прекращается чувственное восприятие, но мы можем снова восстановить в сознании этот сад и цветы посредством представления того, что мы видели. Таким образом, представления этого сада - это уже не есть внешние чувства, которые прекращаются после прекращения связи с внешним миром. Это - представления того, что осталось в памяти человека от увиденного, а это не одно и то же.

 

Помимо чувств и представления того, что сохранилось в памяти, мы имеем дело с видом понятий, таких как понятия цвета: зелённый, синий, белый и т.д. Таким образом, само понятие цвета включает все цвета, причём совершено противоположные. Невозможно представить цвет. Если мы не видели, например, никогда зелёного цвета, мы не в состоянии представить его и, соответственно, интеллектуальное восприятие не может быть приведено в действие. Таким образом, тот, кто никогда не видел света (те, кто не имели зрения с рождения) не могут представить цвета, как бы мы не объясняли им их. Мы видим, что общие понятия непосредственно связанны с частными представлениями и понятиями. Но это не означает, что чувства перерастают или переходят в интеллектуальные понятия и категории. Мы признаём чувства как одну из особенностей, но не в коем случае как основу интеллекта. Помимо этого, как было сказано ранее, существуют понятия, которые не имеют никакого отношения к чувствам, но более относятся к психическим и не материальным моментам. Если бы мы не имели таких понятий, естественно мы бы не могли понять многих вещей, какие понимаем посредством этого. Как ребёнок, не достигший совершеннолетия, не может почувствовать многих вещей, которые понимает и чувствует совершеннолетний. Таким образом, мы понимаем, что нам необходимы определённые понятия, но понятия не чувственного характера[38].

 

Мы имеем некоторые понятия, не имеющие аналогов вне человеческого сознания. Естественно, такие понятия не приходят посредством экспериментальной науки и опыта человека, несмотря на то, что мы нуждаемся в определённом интеллектуальном исследовании и опыте.

 

Здесь нам бы хотелось остановиться на некоторых других понятиях, которые используются в философии.

 

Касательно особенностей этих понятий существуют разные мнения. Рассмотрение всех этих мнений займёт много времени, и это выходит за рамки нашего исследования, поэтому мы только отметим некоторые наиболее известные точки зрения.

 

Ранее мы уже говорили что, человек чувствует и познаёт своё собственное «я». Помимо этого, психологические перемены человек определяет посредством инспиративного знания, т.е. без каких-либо посредников между собой и познаваемым объектом[39]. Человек может сопоставить одно из его внутренних качеств с самим собой и не обращать внимания на их форму и внешние особенности, но на их сущее. Человек понимает, что без таких качеств он не теряет своё «я», но не одно из этих качеств не могут быть без самого человека. Все эти особенности нуждаются в самом человеке, но он сам не нуждается в них, с другой стороны, человек может понять причинно-следственную связь, обратившись к самому себе, и нет нужды искать ее вовне. Иногда внешние чувства не имеют никакой роли в понимании причинно-следственной связи. Особенно это касается связи в самом человеке. В результате мы понимаем, что всякое интеллектуальное понятие нуждается в определённом особенном качестве, которое закладывает основы для данного понятия. В свою очередь, это особенное качество может быть инспиративным знанием, инспиративно-априорным знанием (илм шухуди), или духовным знанием (мукашифе).

Таким образом, перцепции могут быть только определённой основой для понятий первичного характера и более не играть роли во всех понятиях и качествах внешнего мира.

 

Урок 18


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!