Критические замечания в адрес позитивистов



В адрес позитивистов мы можем адресовать большое количество критических замечаний.

 

1. Базовым принципом, которого не хватает позитивистам, может быть метод инспиративного познания. Лишившись общих положений инспиративного знания, невозможно познавать что-либо и признавать это, основываясь только на доводах внешнего мира, именно поэтому позитивисты стремились представить истину в ином свете (т.е. соответствие отражения в сознании внешнему миру). Они посчитали истинным познанием то, что будет признано другими, и будет возможно эту истину доказать посредством экспериментальной науки.

 

2. Основывая свои методы познания на чувствах, которые есть самые недостоверные и слабые средства познания, они, таким образом, ограничили познания внешнего мира, ибо чувства обращены вглубь к самому человеку. Таким образом, опираясь только на методы позитивистов, мы не сможем ничего противопоставить идеалистам, ибо методы последних сильно отличаются от первых.

 

3. Если даже допустить, что метафизические доктрины не имеют никаких основ (мнение позитивистов), то в таком случае мнение позитивистов о том, что единственным источником познания являются внешние чувства, также не имеет никаких основ. Если термины, которые указывают на определённое значение, в целом не имели никакой разницы с бессмысленными словами, значит, отрицание и доказательство их одинаково относится как к терминам со значением, так и термином без него. Огонь как причину тепла невозможно признать самой причиной тепла, даже тот, кто отрицает саму основу причинно-следственной связи, отрицает саму посылку, смысл которой не понятен.

 

4. Не остаётся никаких основ для научного и исследовательского направления, так как, признав какую-либо посылку, мы признаем, посылку и не более того, так как чувствами невозможно познать то, что представляет принципы, выходящие за пределы чувственного мира (в данном случае смысл посылки). Всё, что подвергается исследованию в экспериментальной науке, может быть признано, а всё, что вы ходит за рамки, уже не может считаться научной работой как таковой.

 

 

5. Математические науки формируются исключительно посредством интеллектуального усилия. С другой стороны, никто не называет математику и прилегающие науки лежащими вне научной сферы. Значит, никто не рискнёт назвать математические науки «ненаучными». Некоторые позитивисты на этом основании решили признать некоторые принципы познания, относящиеся к сознанию и подсознанию человека.

 

Что первично - чувства или интеллект?

Помимо позитивистов существуют и другие течения среди философов. Одни считают и дают предпочтения чувствам, другие - интеллекту. Таким образом, мы имеем два вида.

Первыйотносится к выявлению ценностей познания посредством чувств и интеллекта и определения первичности одного по отношению к другому.

 

Второй относится к связи одного с другим (чувств и интеллекта), к поиску их общих черт и различий. Можно ли утверждать, что интеллект зависим от чувств[34], или наоборот?

 

Первое что мы исследуем здесь это тема, связанная с первичностью чувств или интеллекта в представлении и сознании самого человека.

 

После того, как мы признали общие понятия и их особенности, а также то, что их непосредственно «разумеет», т.е. человеческий интеллект, возникает важный вопрос о том, какое место занимает сам интеллект человека, ограничивается ли разум только тем, что придаёт какую-то форму чувствам, или же он сам непосредственно может принимать участие в понимании «чувствования» внешней данности.

 

1. Последователи мнения первичности чувств по отношению к интеллекту считают, что интеллект не имеет никакого предназначения кроме как перераспределение, разбор и глубокий всесторонний анализ чувств, которые первичны по отношению к интеллекту. Таким образом, нет ни одного интеллектуального понимания и исследования без того, чтобы оно не было, в конечном счёте, следствием чувств человека, имеющими, естественно, материальный характер.

 

С другой стороны, другие западные исследователи, рационалисты, считали, что интеллект имеет независимое от материальных чувств понимание, а чувства являются следствием существования интеллекта. Другими словами, это, скорее, более бессознательное понимание и следствие этого понимание, не нуждающееся в определённом разъяснении.

 

Более верное мнение это то, что общие понятия есть определённые представления интеллекта, которые прежде были только частными, иногда имеющими чувственные начала, иногда основывающиеся на инспиративном знании, которые в свою очередь не основываются на общих и частных понятия. Однако здесь разум не опирается на перцепции и чувства.

 

Другой важной темой может служить то, что первичности чувств или интеллекта в непосредственном признании (тасдикат) можно отводить особое место для исследований.

Те, кто признают первичность чувств в познании внешней данности, обычно известны как эмпиристы. Они убеждены, что интеллект без определённой помощи чувственного опыта не может определить что-либо и вывести определённые посылки.

 

Однако те, кто считал, что разум и интеллект первичен по отношению к чувствам, отражающим внешний мир, были убеждены, что интеллект имеет определённые особенности, которые позволяют ему без опыта и чувственного восприятия понимать внешнюю реальность. Западные рационалисты обычно называют эти особенности «бессознательными интеллектуальными чувствами», они считают, что интеллект так создан, что так или иначе он воспринимает посылки без определённых усилий на основании бессознательного чувствования. Но, на наш взгляд, наиболее правильное мнение заключается в том, что понимание внешнего мира человеческим интеллектом происходит посредством и при помощи инспиративного знания, с одной стороны, при помощи разборки общих понятий в сознании и непосредственной связи их с инспиративным знанием - с другой. Таким образом, мы видим, что ни одно из мнений, как позитивистов, так и рационалистов, не соответствует действительности.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!