Тайна достоверности инспиративного знания



 

На основании того, что было сказано относительно инспиративного знания и его отличия от эмпирического, мы понимаем, почему знание о себе самом или знание о собственном душевном состоянии не может быть ошибочным и соответствует реалиям внешнего мира. Дело в том, что сама реальность непосредственно присутствует пред тем, кто его познаёт. Это - в противовес эмпирическим знаниям, где зачастую человеческое воображение становится посредником между самим человеком и познаваемым объектом. Уверенности в том, что даёт нам эмпирическое знание, в действительности соответствует реалиям внешнего мира, нет и быть не может.

 

Всегда существует вероятность того, что в случае познания внешнего мира между познаваемым объектом и познающим субъектом будет определённое посредство, т.е. познание будет происходить через эти посредства (например, органы чувств), существует вероятность ошибок и не соответствия познания действительности. В случае, когда нет никаких посредств между познаваемым и познающим, т.е. существует определённый монизм между ними, то вероятности ошибок нет. Ибо не задаётся вопрос о том, соответствует ли знание познаваемому, так как познаваемое и есть само знание о нём[19].

 

 

Инспиративно-априорное и эмпирическое знания

 

Здесь нам необходимо указать на важный момент, что человеческое воображение подобно машинальному аппарату запечатлевает инспиративное знание, формируя некоторые понятия и категории, затем ведёт их опредёлённые сопоставление. Например, всякий раз, когда мы испытываем страх от чего-либо, наше воображение запечатлевает страх в сознании. После исчезновения причины страха воображение может снова вернуть данное состояние, воспроизведя его в сознании. Немаловажно, что сознание человека может формировать общие понятия и категории данного состояния, приписывая к этому другие понятия общего характера, может «переводить» их в некоторые предложения подобно: «Я боюсь», «Я испытываю страх». Таким образом, с невероятной скоростью появления данного психического состояния на основании определённого знания о прошлом и способностью снова возвращать данное состояние, человек может точно различать и распознавать причины их появления.

 

Все эти действие в человеческой психике происходят очень быстро. Но их близость становится причиной того, что происходит путаница. Человек может думать, что так же, как он посредством инспиративного, интуитивного знания познал страх, он может познать и причины этого страха. В то время как то, что он познал посредством инспиративного знания, есть только общая композиция выходящая за рамки понятий и категорий. Таким образом, давать какие-либо оценки относительно данного действа было бы ошибкой. В то время как возвращать данное состояние в себе есть ничто иное, как проявление эмпирического знания.

 

У нас возникает вопрос: почему часто именно в результате, полученном от инспиративного знания мы, имеем негативный результат? Например, человек может чувствовать голод, и считает, что ему необходима пища, в то время как его аппетит ложен, что обычно происходит в результате расстройства желудка. Важно понять то что, посредством инспиративного знания человек испытал само чувство голода, ошибка же была в толковании и на основании чувств и тех понятий, которые человек испытывал ранее, т.е. чувство голода, которые и стали причиной того ошибочного состояния. Что касается познаний мистиков, то на более высоком уровне иногда и их открытия истин также могут быть ошибочными именно по этим приведённым выше причинам. Поэтому необходимо быть очень внимательными в распознании результатов интуитивного знания.

 

 

Место инспиративного знания в теории познании

 

Другим важным моментом, на который нам бы хотелось обратить внимание является то, что инспиративно-априорное знание не может быть однородным. Иногда это знание имеет довольно сильное проявление, иногда более слабое, или проявляется исключительно бессознательно, в традиции Ислама это называется «шиддат ва за’аф».

 

Таким образом, можно сказать, что инспиративное знание имеет определённое положения. В частности всякий раз, когда человеческий интеллект выходит на более высокий уровень, то появляется возможность проявления инспиративного знания на более высоком уровне, и наоборот. Эта тема тесно связана с этапами сущего, его особенностями, и духовным совершенством самого человека, которые необходимо рассматривать в соответствующих философских рамках. Здесь же мы только укажем на тот факт, что существует возможность этапов силы и слабости проявления инспиративного знания.

 

Инспиративно-априорное знание имеет уровень силы и слабости проявления на психику человека. Например, больной, который испытывает боль, испытывает ее посредством инспиративного знания[20]. Но когда он видит, например своего друга или брата, он переключает своё внимание на него и забывает о своей боли, или эта боль в его внимании ослабевает, в то время как сама боль не стала слабее. Причина слабости боли - уменьшение внимание к самой боли.

 

Или наоборот, когда всё человеческое внимание обращено к боли он порой испытывает её ещё больше и мучительней чем в другие периоды[21]. Различное положение инспиративного знания может влиять и на воображение человека. Так, например, человек имеющий знание о себе самом на основании того, что это знание слабое он может думать, что его физическое тело и есть он сам, но когда это знание более устойчивое он может четко отличать себя, имеющего волю, и физическое тело как части материального мироздания.

 

Также известно, что человек о существовании Всевышнего имеет инспиративно-априорное знание, но по причинам того, что человек подвластен материальным пристрастиям и его инспиративно-априорное знание не имеет достаточной силы (шиддат) он может бессознательно стремиться к чему-либо другому. И наоборот, внимание к Всевышнему Аллаху делает человека таким, что он уже не обращает внимания на себя, говоря подобно тому, как сказано в молитве:

 

ایکون لغیرک من الظهور ما لیس لک

 

«Будет ли кроме Тебя кто-либо в проявлении, в то время как нет никого кроме тебя»[22].

 

 

Урок 14

Эмпирические знания

Необходимость рассмотрения эмпирических знаний.

 

 

Ранее мы сказали, что инспиративно-априорное знание есть ни что иное, как получение знания без каких-либо посредников. Именно поэтому в этом знании нет никаких путей для сомнений и недостоверности. С другой стороны, мы также прекрасно знаем, что инспиративно-априорное знание ограничено, и в одиночестве оно не может оказать нам помощь в познании реалий окружающего нас мира. Таким образом, если бы мы не имели бы путей в познании мира посредством эмпирических знании, несомненно, мы не могли бы быть уверены в возможности познания внешнего мира[23]. На этом основании нам необходимо, прежде всего, преступить к исследованию эмпирических знаний.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!