Представление и их утверждение (созерцания и понятия)



 

Логики подразделяют знание на две части:

 

Представление и утверждение (спонтанность понятий)[24].

 

Созерцание (посредством чувств – представление) и мысль (понятие) посредством рассудка – его утверждение[25]

 

Таким образом, они ограничили знания эмпирическими посылками и простыми упрощенными представлениями[26]. В арабском языке представление имеет значение «тасавур» т.е. это означает также принимать форму или какую-либо особенность. Что касается терминологии, то «тасавур» здесь имеет значение представления, указывающее зачастую на то, что помимо человеческого воображения. Например, представление горы «Дамаван».

 

Утверждение в арабском языке - «тасдык», имеет значение подтверждать, утверждать о чём-либо. В терминологии имеет два значения.

 

1. Значение логической посылки, первая часть посылки и её продолжение, их общее.

 

2. Указывающая на то, что между двумя частями посылки существует общая связь.

 

Некоторые из последователей новой логики на западе считают, что «утверждением» можно считать переход представления из одного положения в другое на основании поставленного ими условного закона. Однако это мнение нам кажется ошибочным на том основании, что не везде, где есть утверждение, есть необходимость в этом законе.

 

Части силлогизма

 

Что касается частей силлогизма, то здесь нет единого мнения. Рассмотрение этих взглядов займёт много времени, поэтому мы лишь вкратце коснёмся основных моментов.

 

Некоторые считают, что силлогизмы представляют собой несколько посылок, а не одну или две. Некоторые из этих силлогизмов имеют отрицательную или положительную характеристику. Некоторые из этих силлогизмов, по мнению других, внешне вообще не имеют первого суждения (посылки). В таких силлогистических приёмах, где посылки имеют одно общее значение, как, например, «Человек – говорящее животное» некоторые отрицают связь между частями посылок. Однако мы должны знать, и не сомневаться в том, что ни один силлогизм не может быть лишён связей и отношений между отдельными частями суждения.

 

 

Части представления (созерцания)

 

Представление в одной общей классификации условно можно подразделить на общие и частные.

 

Общие представление можно определить как понятия, отражающие различные вещи и индивидуумов. Как, например, понятие «человек», которое может включать в себя миллиарды человеческих душ и личностей.

 

Частные представления можно определить как восприятие и отражение определённой личности или вещи. Например: «Сократ».

 

В свою очередь представления (как частного, так и общего характера) имеют свою классификацию. Частные представления делятся на:

 

Чувственные представления

Это феномен простого человеческого восприятия, которое появляется в результате связи чувств человека с внешним материальным миром. Это подобно тому, как мы слышим какие-то звуки, споры людей и т.д. Такие представления прекращаются с прекращением данной связи с внешним миром.

 

Созерцание представления

Это один из феноменов восприятия человека, проявления которого происходит непосредственно в результате связи с внешним миром, однако с прекращением данной связи восприятие человека способно снова воспроизвести данное событие посредством данного представления.

 

Созерцание «Вахми»

В исламской традиции представление, воображение относятся к частному лицу, индивидууму. В данном случае имеются в виду чувства частного характера посредством чего-либо, например, любовь, ненависть.

 

Представление (созерцание) общего характера

 

Как было сказано выше, созерцание подразделяют на общее и частное. Выше мы рассмотрели созерцательные особенности частного характера, теперь же мы хотим подробно остановиться на особенностях общего порядка.

 

Эти концепции, по сути, являются основной темой вокруг которых ведётся дискуссия.

 

1. Ещё в древнем мире считалось, что мы вообще не имеем понятия созерцания, которое указывала бы на общее значение. Это подобно связи, указывающей на различные моменты, объединённые одним термином. Так, например, слово «человек» указывает на множество различных людей, другими словами, общих понятий нет, но есть определённые термины, указывающие на общее значение. Те, кто придерживается такого мнения, называются номиналистами. Эту теорию вывел в своё время Вильям Уками, а затем Беркли подтверждал правильность данной теории.

 

2. Второе мнение близко первому, оно заключается в том, что созерцание общего характера представляет собой нечёткое созерцание частного характера. Например, некоторые особенности частного характера и особенности, относящиеся к определенному частному лицу, могут относиться и к другим частным лицам и предметам. Всякий раз, когда частные понятия всё более теряют свои особенности, перед нами предстают всё более общие черты. Например, когда мы видим на горизонте какое-либо движущее тело, первым делом задаёмся вопросом о том, что это за вещь. Затем по причинам того, что нам не известны многие особенности данной вещи мы не в состоянии дать точное определение данной вещи, таким образом, в связи с незнанием мы получаем более общее представление о данной вещи. Если же мы имели бы частные сведения о данной вещи, мы имели бы менее общее представление, но более частное. Данная вещь может включать как людей и животных, так и предметы неодушевлённого характера. Именно такого мнения придерживался Давид Юм касательного созерцания общих принципов и категорий.

 

3. Многие философы, в особенности в древнегреческой философской мысли, подобно Платону, признавали, что понятия и категории общего характера являются, по сути, реальностью неотделимой от реальности внешней и непосредственно существующей в независимости от нас. Понятия общих категорий и принципов возможно посредством чувства и восприятия трансцендентного начала, в частности, что каждая вещь обладает собственной идеей и имеет эту идею на небесах («мусуль» Платона). Это мнение получило в философии разнообразную трактовку и толкование. Так, некоторые считали, что душа человека до того как получит жизнь в данном физическом теле, в мире сверхъестественном, трансцендентном получила знание истины посредством определённых методик. После материализации многие эти истины получили забвение, но остались на подсознательном уровне. Таким образом, после видения в этом мире материальных вещей и предметов он обращается бессознательно к их трансцендентному пониманию, именно отсюда и берёт начало общее представление и понятие о вещах и предметах.

 

Другие не считали, что дух имеет древние корни в отличие от физического тела, таким образом, чувства стали для таких мыслителей средством для понятия некоторых категорий сверхчувственного мира. Для них полученный результат есть понятия общего значения, ибо имели значения познания «издалека». Другими словами, общие категории и принципы, в отличие от мистического созерцания или интуитивного инспиративного познания вещей, (которые есть познание не опосредованное) получаются посредством чувств. Это мнение признали некоторые исламские мыслители и мистики, такие как Мулла Садра, Алламе Табатабаи[27].

 

4. Но наиболее приемлемым, на наш взгляд, мнением касательно общих принципов и категорий может служить мнение о том, что это понятие есть ни что иное, как определённое состояние или, точнее, частная особенная категория в самом сознании человека, и интеллект есть тот, кто познаёт, но эта категория не есть независимо существующее вне нас. Этого мнения придерживался Аристотель. Многие исламские философы также признали именно эту позицию как наиболее приемлемую[28].

 

На том основании, что первое и второе мнение есть отрицание интеллектуального осознания этого общего понятия, то эти два мнения есть основа для разрушения метафизического и сакрального понимания темы.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!