Классификация общих принципов созерцания



Использование общих понятий в интеллектуальных науках, особенно в философии, бесспорно, имеет место. Эти понятия можно подразделить на три основные категории. Общие понятия чтейностного характера или понятия не квинтэссенциальное по отношению к вещи, также их называют как первичные общие понятия созерцания подобно понятиям «человек», «белое».

 

Понятия вторичного характера - понятия философского плана, например, понятия причины, следствия. Третья категория общих понятий относится к логике и называется логическими, эти понятия подобно дедукции, или индукции.

 

Помимо этого существуют и другие общие понятия, которые применимы в этике и праве, в будущем мы остановимся на них более подробно.

 

Эта классификация общих принципов и понятий в философии есть исключительное достижение исламской философской мысли, и имеет огромное значение в познании внешнего мира. Именно смешение этих понятий, неправильное представление о них, становится причиной того, что происходит искажение представления касательно методов познания. Очень многие западноевропейские философы допустили ошибки именно на этом этапе, например, философия Гегеля и Канта. Именно поэтому нам необходимо более подробно остановиться на общих понятиях.

 

Итак, общие понятия либо непосредственно «подгоняются» к соответствию внешнего мира окружающему человека материальному и не материальному миру. Подобно другим понятиям, понятие « человек» имеет общее значение, но в то же время соответствует отдельно взятым индивидуумам, таким как Иван, Петр. Таким образом «Иван - человек», соответствует внешнему миру и только относится к понятиям и интеллектуальным изысканиям самого человека, подобно понятиям «частное» и «общее». Что касается логических понятий, то они - прерогатива человеческого сознания, но не соответствуют внешнему миру.

 

Понятия, которые непосредственно «подгоняются» под внешний мир, можно подразделить на два вида. Первый - это понятия, которые автоматически, только при первом соприкосновении с частными случаями, выводит общие понятия. Например, общее понятие белого: при непосредственном соприкосновении с несколькими или одним частным случаем, человеческое сознание моментально выводит общие понятия из данных частных примеров. Или, например, общее понятие страха, выводится из нескольких частных случаев, данное общее понятие называется первичным общим понятием.

 

Другие общие понятия при их выводе нуждаются в работе интеллекта. Так, понятие причины или следствия мы выводим непосредственно при сопоставлении и определённой работе интеллекта, который сопоставляет их и после чего выводит определённые понятия и категории. Эти понятия называются общими понятиями философского или вторичного плана, которые есть вне человеческого сознания и интеллекта.

 

Первичные общие понятия имеют исключительное интеллектуальное на уровне сознания то, что есть вовне. Другими словами, во внешнем мире мы видим индивидуальные вещи, посредством которых, мы можем выводить общие принципы в сознании.

 

Вторичные общие понятия выводятся исключительно посредством интеллекта, но имеют непосредственное существование вовне, как причинно-следственная связь.

 

Логические понятия - исключительно сфера интеллекта, не имеющая аналогов вовне.

 

 

Особенности общих понятий.

1. Одной из особенностей логических понятий может считаться то, что они могут существовать только в сознании человека. Наука логика основывается исключительно на этих понятиях и категориях.

2. Первичные общие понятия непосредственно указывают на чтейность данной вещи, т.е. её форму и акциденцию[32]. Это обозначает рамки сущего данной вещи. Именно из частных случаев вовне мы выводим общие понятия первичного характера. Эти понятия применимы в различных науках, в том числе и в философии.

Общие понятия вторичного характера не приходят без определённого интеллектуального усилия, ибо их бытие вовне не нуждается в интеллектуальном усилии и размышлении. Помимо того, их другой особенностью является то, что они указывают не на внешние формы, но на сущность. Так, причина (например, «огонь», как причина сгорания) не может указывать на внешние формы, «чтейность» или определённые ограниченные рамки данной вещи, но непосредственно указывает на связь его с теплом, жаром. Другой особенностью общих понятий вторичного характера является то, что они имеют не только частные или общие представления.

Созданные понятия

 

Урок 16

В прошлых уроках мы остановились на некоторых особенностях общих понятий созерцания, представлений, познакомились с различными мнениями. Здесь же нам бы хотелось остановиться на некоторых мнениях западных исследователей. Как известно, многие западные философы отвергли существование общих представлений. Также они отрицали, что интеллект может воспринимать их. По их мнению, интеллект воспринимает только подобие данного общего представления. В настоящее время позитивисты, в целом, следуют этому направлению, многие из них даже шагнули дальше, посчитав, что истинные познания ограничиваются исключительно внешними чувствами человека[33]. И всё, что не входит в эти рамки, они посчитали не действительным и ошибочным. Они считают, что человек к тем чувствам, которые похожи одни на другие, создаёт определённые символы из слов и, когда хочет мыслить или говорить, применяет именно эту символику. Таким образом, мысль - это один из видов внутренней речи. Значит, в действительности они признают только часть из первичных общих понятий и отрицают существовании многих вещей выходящих за эту категорию. Первичные общие понятия позитивисты признают только как существующие в сознании, как определённые лексические термины и не более того. С другой стороны они ограничивают опыт исключительно только внешними чувствами и отрицают любое проявление внутреннего опыта человека, например, опыт инспирации без посредничества между познающим и познаваемым. Они считают ненаучным то, что выходит за рамки внешних чувств. Мы понимаем, что позитивисты считают, что проявления внутренней силы, которые познаются исключительно через инспирацию, отрицается ими, как достоверное. Таким образом, в позитивизме не остаётся места для метафизических доктрин и принципов, которые считаются недостоверными и ложными.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!