Метафизика всеединства и софиоологии Соловьева
КОНЦЕПЦИЯ МЕТАФИЗИКИ ВСЕЕДИНСТВА И СОФИОЛОГИИ СОЛОВЬЕВА
Соловьев Владимир Сергеевич (16 января 1853-1900)родился в Москве в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Мать философа Поликсена Владимировна принадлежала к Украинско-Польской семье, среди предков которой был известный украинский философ Г. С. Сковорода. Отец Владимира Соловьёва отличался строгостью нрава. В 1864 году отец выступил против ссылки Чернышевского на каторгу. Учился будущий философ в московской 5-й гимназии (ныне московская школа № 91). В 1869 поступил в Московском университете на естественное отделение, через два года перейдя на историко-филологическое. Изучал труды А. С. Хомякова, Шеллинга и Гегеля, Канта, Фихте. В двадцать один год написал свою первую крупную работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (рационалистического) и «эмпирического» знаний.
В июне 1876 года приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете.
В 1880 году защитил докторскую диссертацию. Игравший в Петербургском университете влиятельную роль М. И. Владиславлев, который раньше положительно оценил магистерскую диссертацию Соловьёва, стал относиться к нему довольно холодно, так что Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора. 28 марта 1881 г. прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение той лекции, текст которой не сохранился, считают причиной его ухода из университета. Хотя дело осталось без серьёзных последствий.
|
|
Целиком отдаётся написанию произведений чисто богословского характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями: задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в1889 году, уже на французском языке, в Париже, — «Россия и Вселенская Церковь». В последние годы своей жизни и особенно с 1895 года возвращается к философии.
Семьи не имел; жил большей частью в имениях своих друзей или за границей; был человеком экспансивным, восторженным и порывистым. К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года Соловьев приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой, являвшийся единокровным братом владельца имения. В имение Соловьев приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него склероз артерий, цирроз почек и уремию, а также полное истощение организма, помочь уже ничем не смогли. В. С. Соловьев после двухнедельной болезни скончался в Узком, в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца.
|
|
Труды:
«Смысл любви» (1892-1894)
«Оправдание добра» (1894-1897).
«Три разговора» (1899-1900),
(«Воскресные письма», 1897-1898)
«Жизненная драма Платона» (1898).
Соловьеву принадлежат переводы Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана.
Мировоззрение
Объективный идеалист. Основу философии Соловьева составили понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Должное содержание или смысл человеческой жизни философ видит в осуществлении Добра человеком, обществом и человечеством в целом. Воплощение Добра проявляется в нравственных чувствах стыда к животной природе, жалости ко всем существам и благоговения перед высшим. Сознание человека есть форма для Добра как безусловного содержания, которое должно осуществиться в состоянии Софии – божественной любви. Каждое лицо – это луч всеединой сущности вечной Женственности Софии. В половой любви человек приобщается к Софии через конкретное лицо, которое для него олицетворяет Софию. В половой любви Соловьев видит силу, способную избавить личность от эгоизма и дать радость приобщения к Софии. Материнская любовь, дружба и любовь к Богу не представляют собой любовь между равными сущностями. Осуществиться преображение всех людей в божественную Софию может только всех людей вместе одновременно.
|
|
Концепты
«Смысл любви»
Вся истина - положительное единство всего - изначала заложена в живом сознании человека и постепенно осуществляется в жизни человечества с сознательною преемственностью (ибо истина, не помнящая родства, не есть истина). Благодаря бесконечной растяжимости и неразрывности своего преемственного сознания человек, оставаясь самим собою, может постигать и осуществлять всю беспредельную полноту бытия, и потому никакие высшие роды существ на смену ему не нужны и невозможны.
|
|
Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!