Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса



Демиург, некий Бог-творец, Бог мыслящий и водящий (стало быть, личностный), взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой так называемую "хору" (пространство), и таким способом породил физический космос. Так отчего же Демиургу захотелось породить этот мир? По мнению Платона, божественный мастеровой произвел мир для добра и из любви к благу. Демиург наделил этот мир совершенным телом, а сверх того, душой совершенной и пониманием возможно более полным. Так была создана душа мира (с использованием трех принципов: сущности, тождества и различия), а внутри души - тело мира. В «Тимее» Платон раскрыл принцип связи между Единым и чувственным миром. Наш видимый мир связан с Единым принципом гармонической пропорции, т.е. Единое как Целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей части. Эта пропорциональность гармоническая, потому что в основе пропорции лежит обертоновый ряд или ряд распространения обертонов от чистый интервалов к диссонансам, от октавы к квинте, от квинты к кварте и т.д. до отношения 256 к 243. Души космоса различаются по степени чистоты интервала, чем больше и чище интервал, тем разумнее и добрее душа. 

Все правильные объемные тела восходят к двум прямоугольным треугольникам: равнобедренному и неравнобедренному. Из неравнобедренного треугольника созданы тетраэдр (четырехугольник с треугольным основанием из равносторонних треугольников), октаэдр (восьмигранник из равносторонних треугольников), икосаэдр (двадцатигранник из равносторонних треугольников), додекаэдр (двенадцатигранник из пятиугольников) и куб, фигура, составленная из равнобедренных прямоугольных треугольников. Таким образом, идея равенства воплощена в геометрических фигурах, чувственно воспринимаемых образах идеального мира. Всего правильных объемных геометрических тел пять.

Мир выступает как некий "видимый Бог", и звезды, светила суть ничто иное как "видимые Боги". Так, сконструированный мир не подвержен порче; мир рожден, но не исчезнет вовек.

Чувственный мир выступает у Платона как космос[4], восхитительный порядок, символизирующий триумф логосного начала над слепой необходимостью материи, побежденной Демиургом. Пифагорейская концепция "космоса" нашла у Платона свою торжественную каденцию.

Каждая из ступеней и форм познания коррелирует с формой бытия и реальности. Двум ступеням чувственного соответствуют eikasia и pistis, первая - тени и образы вещей, вторая - сами вещи; dianoia и noesis - две ступени интеллигибельного, первая - математико-геометрические познания, вторая - чистая диалектика идей. Математико-геометрическое познание - медиум, поскольку использует визуальные элементы (фигуры) и гипотезы, «ноэзис» есть начало высшее и абсолютное, от которого все зависит, и это чистое созерцание, удерживающее Идеи, гармоническим завершением которого выступает Идея Блага.

В обиходе люди довольствуются мнениями; математики поднимаются к дианойе, но лишь философы достигают высшей науки, ноэтического знания. В интеллекте и незаинтересованном созерцании, оставив ощущения и все связанное с чувственным, в процессе дискурса и интуитивного проникновения собирают чистые идеи, их позитивные и негативные отношения, связи включения и изъятия, восходят от идеи к идее, пока не достигнут вершины, т.е. Безусловного. Вот этот процесс восхождения и есть "диалектика".

Диалектика, освобождая от чувств и чувственного, ведет от идеи к идее, вплоть до высшей; но есть также диалектика нисходящая, дорога на спуск: от высшей идеи – к идеям общим, через разделение, она ведет к данной идее, которая обнимает некую иерархическую структуру идеального мира. Этот процесс, т.н. диайретический, обстоятельно проиллюстрирован в диалогах последнего периода.

Оценивая силы искусства в познании Идей, Платон отрицает лишь его самоценность. Искусство служит добру и истине, либо злу и лжи, tertium non datur (третьего не дано). Предоставленное самому себе искусство становится фальшью. Чтобы спастись от лжи, оно должно проверять себя философией, устремленной к истине. Поэт не может пренебрегать философскими правилами.

Тематика прекрасного никак не связана у Платона с проблематикой искусства. Тематика эроса и любви проявлена при обсуждении медиума, моста, связывающего чувственное со сверхчувственным. Эрос и есть сила, дающая крылья, несущая через все ступени красоты к Красоте в себе. А поскольку для всякого грека Прекрасное не мыслимо вне Блага, то и Эрос есть та сила, которая влечет к Благу, а эротика – еще одни ворота, это алогичный путь к Абсолюту.

Любовная аналитика – едва ли не самое впечатляющее из всего написанного Платоном. Любовь не есть ни прекрасное, ни благое, но – жажда красоты и добра. Любовь, стало быть, не Бог (ведь Бог – всегда благое и прекрасное), но и не человек. Она не смертна, но и не бессмертна.Она – одно из демонических существ, связующих человека и Бога.

Любовь, следовательно, это философияво всей полноте смыслов этого термина. "Философос" – это тот, кто ни невежествен, ни мудр, но, не владея мудростью, он одержим страстью к ней; влекомый этой ненасытной жаждой, он – в вечном порыве: все, как в истинном любовном приключении.

Любовь платоническая – это ностальгия по Абсолюту, запредельное влечение к метаэмпирическому, сила, возвращающая нас к изначальному бытию среди Богов.

Тексты

Для того чтобы предмет был познаваемым, нужно, чтобы он был отнесен не к самому себе, а к познающему субъекту. То, что может быть познано, есть всегда другое.

Многое без Единого не познаваемо. Единое без много не существует.

Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый – неужели мы не скажем, что это [предмет] диалектического знания? Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее, он различит, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать [с другим] и насколько нет. Ты, думаю я, диалектику никому другому не припишешь, кроме как искренне и справедливо философствующему? (Софист. 253d).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!