Жан-Поль Сартр (1905, Париж – 1980, Париж)



Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев, у него умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу(«Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира. После неоднократных угроз французских националистов ими была взорвана его квартира в центре Парижа.

В 1956 году Сартр и редакция журнала «Les Temps modernes» дистанцировались, в отличие от Камю, от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Отстаивание своей позиции проходило не в безопасности: квартира Сартра два раза взрывалась, а редакцию «Les Temps modernes» пять раз захватывали боевики-националисты. Сартр активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за дела Падилья, когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.

Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе французском в Алжире.

Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота «.

Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П.Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль то он приказал выпустить Сартра сказав «Франция Вольтеров не сажает». Жан-Поль Сартр умер в 1980 году

Труды:

Романы «Тошнота» (1938), «Зрелый возраст» (1945), «Отсрочка» (1945), «Смерть в душе» (1949),

пьесы «Мухи» (1943), «При закрытых дверях» (1945), «Грязные руки» (1945), «Дьявол и Господь Бог»

 (1951), «Некрасов» (1956), «Затворники Альтоны» (I960), памфлет «Антисемитизм» (1946), 

«Коммунисты и мир» (1952)

«Бытие и ничто» (1943),

«Воображение» (1936), «Эскиз по теории эмоций» (1939),

«Феноменологическая психология воображения» (1940),

«Экзистенциализм — это гуманизм» (1946),

«Критика диалектического разума» (1960).

Мировоззрение: экзистенциалист

Исследуя в работе «Бытие и Ничто» человеческое сознание как «безличную спонтанность», как пустоту, философ определяет сознание как вопрос, как отрицательность, которая сама себя формирует. «Ничто» Сартр называет человеческую природу, которая не сводима к миру природы. Она принципиально отличается от сущности вещей ощущением «дыры в Бытии». Сартр с одной стороны характеризовал мир как абсурдность и бессмысленность, но с другой подчеркивает, что разум человека требует смысловой реальности, он должен сам создавать для себя мир ценностей. У человека существование предшествует сущности.Поэтому особо подчеркивается ценность человеческой субъективности. Неопределимость человеческого бытия ставит человека перед тотальностью свободного действия и свободного выбора. Вещи «фактичны», у них нет цели, а значит и смысла. У человека есть потребность наделить мир целью, смыслом. В пьесе «Мухи» философ создает образы людей, подпавших под влияние других «ничто», они подобны прилипшим мухам. Сартр критикует Фрейда за понятие бессознательного как противоречивое. Но индивидуальные цели вступают в конфликт с целями других. Обнаруживается желание Другого. Человек наталкивается на непроницаемость другого сознания: «ад – это другие» («За закрытой дверью», 1944). В позднем творчестве для Сартра актуальной стала проблема преодоления межличностных конфликтов. Он увлекается марксистскими идеями.                     

Концепты:

«Бытие и Ничто»

Часть первая. ПРОБЛЕМА НИЧТО

Происхождение ничто

Понятие Бытия как полной положи­тельности не содержит Ничтов качестве одной из своих структур. Нельзя даже сказать, что оно оттуда устранено. Бытие не находится ни в какой связи с ним. Отсюда и вопрос, который сейчас стоит перед нами с особой настоятельностью: если Ничто не может быть понято ни вне бытия, ни исходя из бытия и если, с другой стороны, будучи небытием, оно не может брать из себя необходимой силы, чтобы «ничтожиться», то откуда происходит Ничто?

Итак, Ничто не есть. Если мы можем о нем говорить, то это потому, что оно обладает видимостью бытия, заимствованным бытием, как мы отмечали выше. Ничто не есть.

 

Но каким это Бытие должно быть по отношению к Ничто, чтобы посредством него Ничто приходило к вещам? ...Было бы немыс­лимым, чтобы Бытие, являющееся полной позитивностью, поддержи­вало и создавало вне себя Ничто трансцендентного Бытия, так как нет ничего в Бытии, посредством чего оно могло бы переходить к небытию. ...Бытие, посредством которого Ничто прибывает в мир, есть Бытие, в котором, в его Бытии, стоит вопрос о Ничто его Бытия,

Следовательно, нужно возвратиться к вопросу. Мы видели, если вспомнить, что всякий вопрос полагает, по существу, возможность отрицательного ответа.

 

Таким образом, с вопросом в мир вводится определенная доза отрицательности: мы видим, как ничто расцвечивает мир, сверкает на вещах.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!