Свобода и безусловный практический закон ссылаются друг на друга.



Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Единственный принцип нравственности состоит именно в независимости от всякой материи закона (а именно от желаемого объекта) и вместе с тем в определении произвольного выбора одной лишь всеобщей законодательной формой, к которой максима должна быть способна. Но эта независимость есть свобода в негативном смысле, а собственное законодательство чистого и, как чистого, практического разума есть свобода в положительном смысле.

Чистый разум сам по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом.

Исключительно лишь формой закона я ограничиваю свою максиму

 

Гегель. Философия как самосознание абсолютного начала

ГЕГЕЛЬ. ФИЛОСОФИЯ КАК САМОСОЗНАНИЕ АБСОЛЮТНОГО НАЧАЛА

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770, Штутгарт – 1831, Берлин)родился в Штутгартев 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами интерес к греческому миру у него будет возрастать, и это прямо отразится на теоретических обобщениях.

В 1788 г. Гегель поступил в Тюбингенский университет, где сначала два года изучали философию, а три следующих – теологию. Академическая среда, пропитанная просветительскими идеями, не стала для него своей, зато установились дружеские отношения с Шеллингом и Гёльдерлином, влияние которых на Гегеля было достаточно сильным. Разразившаяся во Франции революция 1789 г. взбудоражила и студентов в Тюбингене: Гегель вместе с Шеллингом и Гёльдерлином принял участие в церемонии посадки символического дерева свободы. Революционные страсти со временем поутихли, но Гегель по-прежнему связывал с французской революцией важный исторический этап, хотя консервативные и даже реакционные элементы в его философии все время нарастали.

После университета церковной карьере Гегель предпочел учительское поприще – сначала в Берне (1793–1796), а затем во Франкфурте (1797–1799). И хотя интерес к теологии не угасал, он погрузился в изучение политической и экономической истории: о плодотворности этих штудий говорят его неопубликованные работы.

Получив наследство после смерти отца в 1799 г., он отправился в Йенский, самый известный по тем временам, университет: Фихте и Рейнгольд читали там лекции. После ухода Фихте его место занял Шеллинг, а братья Шлегели основали свой первый кружок. В Йене Гегель защитил диссертацию «Об орбитах планет», и в 1801 г. вышло в свет его первое сочинение «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», которым обнаруживает свои симпатии последнему. Вместе с Шеллингом в 1802–1803 гг. Гегель издает «Критический философский журнал», публикуя и свои работы. В этот период времени философ работал над первым крупным произведением «Феноменология духа», которое закончил в 1802 г. Вызванные войной материальные затруднения подтолкнули Гегеля к переезду в Бамберг, где он занялся «Бамбергской газетой». Но через несколько месяцев он уехал в Нюрнберг, где до 1816 г. оставался директором местной гимназии. Самое сложное из своих произведений – «Науку логики» – он создает именно в это время (1812–1816). Затем работа в Гейдельбергском университете, здесь он закончил и опубликовал «Энциклопедию философских наук».

Наибольшее признание все же ожидало его в Берлине, куда он переехал в 1818 г. и где прожил до самой смерти в 1831 г. И хотя в Берлине он издал лишь «Философию права», его авторитет в глазах коллег и городских властей был неоспоримо высок. Его курсы лекций по истории, эстетике, религии и истории философии, опубликованные учениками, и сегодня удивляют нас.

Труды:

«Феноменология духа «(Phänomenologie des Geistes, 1806/07)

«Наука логики «(Wissenschaft der Logik, 1812–16, переработанное

издание 1831)

«Философия природы» (Naturphilosophie)

«Философия духа» (Philosophie des Geistes)

«Основания философии права« (Grundlinien der Philosophie des Rechts,

 (1821)

«Философия истории« (Philosophie der Geschichte)

«Философия религии« (Philosophie der Religion)

«Лекции по эстетике« (Vorlesungen über die Ästhetik)

«Лекции по истории философии« (Vorlesungen über die Geschichte der

Philosophie)

Мировоззрение

Объективный идеалист, рационалист, представитель немецкой классической философии, создатель неформальной – диалектической логики. Первоосновой всего существующего Гегель считал абсолютный дух, творческое начало, проявляющее себя в природе, истории. Дух есть самопознающее себя понятие. Поэтому логика в системе Гегеля занимает центральное место. В рамках логики Гегель развивает учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Конструктивным принципом логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Главным тезисом системы выступает положение: все действительное разумно, все разумное действительно. Природа в системе Гегеля рассматривается как ступень в самопознании понятия, как этап сознания. Философия природы содержит три раздела: механика, физика и органическая физика. Вершиной самопознания понятия выступают субъективный, объективный и абсолютный дух. Учение о субъективном духе раскрывает становление индивидуального знания, его телесных и интеллектуальных органов. В учении об объективном духе рассматривается социально-политическая жизнь общества в сферах права, семьи, нравственности. Развитие общества определяется как прогресс в сознании свободы духа. В учении об абсолютном духе Гегель рассматривает диалектику общественных форм сознания: искусства, религии и философии. Искусство выражает дух в форме созерцания, религия – в форме представления, философия – в понятии. Философия выступает высшей формой самосознания духа. В основе самосознания лежит принцип отрицания, отрицая себя, дух должен вернуться к себе через снятие противоречия. Гегель считал, что понятие себя раскрывает, творя мир.

Тексты                                                                                   

Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же. Истина – это не бытие и не ничто, она состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто, и ничто не переходит, а перешло в бытие.Но точно также истина не есть их не-различенность, она состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но также нераздельны и неразделимы и что каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть, следовательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становление; такое движение, в котором они оба различны, но благодаря такому различию

Ничто обычно противопоставляют [всякому] нечто; но нечто есть уже определенное сущее (Seiendes), отличающееся от другого нечто; таким образом, и ничто, противопоставляемое [всякому] нечто, есть ничто какого-нибудь нечто, определенное ничто.

Но если несомненно верно, что понятие отлично от бытия, то Бог еще более отличен от ста талеров и других конечных вещей. В том и состоит дефиниция конечных вещей, что в них понятие и бытие различны, понятие и реальность, душа и тело отделимы друг от друга, и потому преходящи и смертны; напротив, абстрактная дефиниция бога состоит именно в том, что его понятие и его бытие нераздельны и неотделимы. Истинная критика категорий и разума заключается как раз в том, чтобы сделать познание этого различия ясным и удерживать его от применения к Богу определений и соотношений конечного.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!