Средневековая философия: синтез античной и христианской



СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК СИНТЕЗ ДВУХ ТРАДИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ И АНТИЧНОЙ

 

После появления книг Нового Завета стали возможны три позиции: а) философскийпоиск различимости двух сфер – разума и веры, б) философствование против веры, в) философствование в вере. Философствование, игнорирующее веру стало отныне невозможным. В XVI веке Мартин Лютер утвердить основной тезис протестантов о спасении только верой, которая проявляет свободу воли.

1. В греческой философии вера относилась к вещам чувственным, изменчивым, а потому была формой мнения (doxa). Платон попытался возродить ее ценность, переосмысливая веру как компонент мифа. Идеалом греческой философии оставалось познание, эпистема (episteme). Мыслители указывали на познание как исключительную добродетель, реализующую саму сущность человека.

Библейское послание призывает человека подняться и перешагнуть через этот горизонт. И как таковая, вера – это вызов интеллекту и разуму, «провокация» по отношению к ним. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «...слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия. Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Ибо немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы ...никакая плоть не похвалялась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением, чтоб было, как написано: «хвалящийся, хвались Богом». И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или человеческой мудрости; ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И был я у вас в немощи, и в страхе, и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы ваша вера утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую Бог предназначил прежде веков, к славе нашей; которой никто из властей века сего не познал, ибо, если бы познали, то не распяли Господа славы. Но, как написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам открыл это Бог Духом своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо, кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, но Дух, пришедший от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому, что он почитает это безумием, и не может разуметь, что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал дух Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (гл. 1,2).

 

Человек предстает теперь не в двух измерениях, но в трех: «тело», «душа», и «дух», где дух, в точном смысле, – это причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости, которая наполняет его новой силой и дает, в известном смысле, новый онтологический статус. Грекам было открыто пространство разума (нуса и пневмы). Новое пространство — пространство веры – открылось христианам.

2. Для грека естественным было полагать, что тот, кто любит, – это человек. Для христианина любит, прежде всего, Бог, а человек способен к новой любви лишь в результате радикальной внутренней революции, уподобляясь Богу в своих поступках.

Евангелие указывает на любовь как главную заповедь.Уточнение этого есть в Евангелии от Марка в ответе Христа на вопрос одного книжника, какова первая заповедь: «первая из всех заповедей: ...Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», а вторая: «...возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет» (12, 30— 31).

 ...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают, и мытари? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Ев. от Матфея, 5, 44—48).

 

Чувство христианского агапэпрекрасно выражено в Первом послании Иоанна.

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. …Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем, и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего (4, 7—13).

В Первом послании Коринфянам апостола Павла любовь ставится выше знания. Христианская агапэ могла продолжать жить и без греческого Эроса, но Эрос без агапэ — уже нет.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или; кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею познание всякое и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (гл. 13).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!