Само по себе ясно, что, пока человек размножается, как животное, он и умирает, как животное.



Бессмертным может быть только целый человек, и если физиологическое соединение не может действительно восстановить цельность человеческого существа, то, значит, это ложное соединение должно быть заменено истинным соединением, а никак не воздержанием от всякого соединения, т. е. никак не стремлением удержать in Statu quo разделенную, распавшуюся и, следовательно, смертную человеческую природу.

Действительность принадлежит единству или, точнее, всеединству, а раздельность и обособленность существуют только потенциально. А отсюда следует, что бытие этого лица в сфере не есть индивидуальное в смысле здешнего реального бытия. Там, т. е. в истине, индивидуальное лицо есть только луч, живой и действительный, но нераздельный луч одного идеального светила - всеединой сущности. Это идеальное лицо, или олицетворенная идея, есть только индивидуализация всеединства, которое и неделимо присутствует в каждой из этих своих индивидуализации. Итак, когда мы воображаем идеальную форму любимого предмета, то под этою формой нам сообщается сама всеединая сущность.

 

Предмет истинной любви не прост, а двойствен: мы любим, во-первых, то идеальное (не в смысле, отвлеченном, а в смысле принадлежности к другой, высшей сфере бытия) существо, которое мы должны ввести в наш реальный мир, и, во-вторых, мы любим то природное человеческое существо, которое дает живой личный материал для этой реализации и которое чрез это идеализуется не в смысле нашего субъективного воображения, а в смысле своей действительной объективной перемены или перерождения.

Небесный предмет любви только один, всегда и для всех один и тот же – вечная Женственность Божия.

Человек, достигший высшего совершенства, не может принять такого недостойного дара; если он не в состоянии вырвать у смерти всю ее добычу, он лучше откажется от бессмертия.

Несомненно, что исторический процесс совершается в этом направлении, постепенно разрушая ложные или недостаточные формы человеческих союзов (патриархальные, деспотические, односторонне-индивидуалистические) и вместе с тем все более и более приближаясь не только к объединению всего человечества, как солидарного целого, но и к установлению истинного сизигического образа этого всечеловеческого единства.

Наше перерождение неразрывно связано с перерождением вселенной,с преобразованием ее форм пространства и времени. 

 

Из работы «Оправдание добра»

В двух нравственных областях, обозначаемых стыдом и жалостью, добро уже познается как истина и осуществляется в действительности, но только несовершенно. В третьей области нравственных отношений, определяемой религиозным чувством, или благоговением, истинный предмет этого чувства дает о себе знать, как высшее или совершенное добро, не осуществляющееся только, а безусловно и всецело осуществленное, вечно-сущее.

Никаких самостоятельных экономических законов, никакойэкономической необходимости нет и быть не может…Самостоятельный и безусловный закон для человека, как такого, один – нравственный, и необходимость одна – нравственная.

Социализм изначала – даже в самых идеалистических своих выражениях - ставит нравственное совершенство общества в прямую и всецелую зависимость от его хозяйственного строя и хочет достигнуть нравственного преобразования или перерождения исключительно лишь путем экономического переворота, ясно показывает, что он в сущности стоит на одной и той же почве с враждебным ему мещанским царством – на почве господства материального интереса.

Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру.

 

Экзистенциализм

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ СТРАХА, СВОБОДЫ И КОММУНИКАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХАЙДЕГГЕРА И САРТРА

Мартин Хайдеггер (1889–1976)родился в Месскирхе. Ученик Риккерта, он в 1914 г. защитил докторскую работу «Учение о суждении в психологизме». Готовясь к преподаванию в качестве доцента, Хайдеггер написал диссертацию «Учение Дунса Скота о категориях и значении» (позже, правда, выяснится, что «Спекулятивная грамматика», о которой писал Хайдеггер, не принадлежит Дунсу Скоту).

Спустя несколько лет Гуссерля пригласили преподавать во Фрейбург, и Хайдеггер последовал за ним в качестве ассистента. В 1929 г. он заменил Гуссерля на кафедре философии Фрейбургского университета. К этому периоду относятся работы «Что такое метафизика?», «О сущности основания» (в сборнике к 70-летию Гуссерля) и «Кант и проблема метафизики». Фундаментальная работа «Бытие и время» (1927) посвящена Гуссерлю, но хотя им и заявлен феноменологический метод исследования, очевидна существенная разница между двумя философскими позициями.

В 1933 г. Хайдеггер, признавший нацизм, назначен ректором Фрейбургского университета (хотя он и недолго оставался на этом посту). Умер Хайдеггер в 1976 г.

Труды:«Бытие и Время» (1927),«Гельдерлин и сущность поэзии» (1937), «Учение Платона об истине» (1942),«Письмо о гуманизме», «Сущность истины» (1943), «Неторные тропы» (1950), «Введение в метафизику» (1953), «Что такое философия?» (1956), «Путь к языку» (1959), «Ницше» (1961). Мировоззрение:Феноменолог, экзистенциалист.Мартин Хайдеггер акцентировал внимание на феноменальной природе вопрошания. Вопрос возникает объективно в сознании человека как проявленность Бытия. Человек переживает вопрошание Бытия. Философ использует специфические понятия «экзистенциалы» как характеристики Бытия человека: заброшенность, покинутость, решимость, вина, смерть, забота. Человек бежит от вопрошания Бытия в заботу. Такое существование определяется Хайдеггером как неподлинное бытие и характеризуется в терминах das Man (безличности, отчужденности, усредненности). Решающим в определении Dasein оказывается то, что оно вовлекает время. Это время сознания, сознания своей конечности, человек испытывает страх и тревогу. С начала 30-х годов Хайдеггер начинает разрабатывать понимание Бытия как истины алетейи (η αλεθεια) – открытости, несокрытости Бытия. Им читаются циклы лекций по Гераклиту и Пармениду. Хайдеггером осмысляется противостояние поэзии и техники, вводится понимание языка как дома Бытия. Концепты:

41. Бытие присутствия как забота

Perfectio человека, становление его тем, чем он способен быть в его освобожденности для его наиболее своих возможностей (в наброске), есть «произведение» «заботы».

44. Присутствие, разомкнутость и истина

Высказывание истинно, значит: оно раскрывает сущее в нем самом. Оно высказывает, оно показывает, оно «дает увидеть» сущее в его раскрытости. Бытие-истинным (истинность) высказывания должно быть понято как бытие-раскрывающим. Истинность имеет таким образом никак не структуру согласованности между познанием и предметом в смысле приравнивания одного сущего (субъекта) к другому (объекту).

б) Исходный феномен истины и производность традиционной концепции истины

Быть-истинным (истинность) значит быть-раскрываюшим. Но не крайне ли прихотлива эта дефиниция истины? И случайность ли, что в одном фрагменте Гераклита, древнейшем философском поучении, где специально трактуется Λογος, проглядывает выявленный феномен истины в смысле раскрытости (непотаенности) Λογος и тому, кто его говорит и понимает, противопоставляются непонятливые.

При принятии ранее достигнутого полный экзистенциальный смысл положения «присутствие существует в истине» может быть передан через следующие определения: 1) К бытийному устройству присутствия сущностно принадлежит разомкнутость вообще. Она охватывает целое бытийной структуры, эксплицированной феноменом заботы.

2) К бытийному устройству присутствия, а именно как конститутив его разомкнутости, принадлежит брошенность.

3) К бытийному строю присутствия принадлежит набросок: размыкающее бытие к своей способности быть.

4) К бытийному строю присутствия принадлежит падение. Растворение в людях означает господство публичной истолкованности. Раскрытое и разомкнутое состоит в модусе искаженности и замкнутости через толки, любопытство и двусмысленность.

Экзистенциально-онтологическая интерпретация феномена истины дала: 1) Истинность в исходнейшем смысле есть разомкнутость присутствия, к которой принадлежит раскрытость внутримирного сущего. 2) Присутствие равноисходно существует в истине и неистине.

╖ 56. Зовущий характер совести. Совесть говорит единственно и неизменно в модусе молчания.

Имеется ли с другой стороны вообще необходимость еще специально ставить вопрос, кто зовет?

Зов ведь как раз не бывает, причем никогда, ни запланирован, ни подготовлен, ни намеренно исполнен нами самими. «Оно» зовет, против ожидания и тем более против воли. С другой стороны, зов несомненно идет не от кого-то другого, кто есть со мной в мире. Зов идет от меня и все же сверх меня.

Совесть обнаруживает себя как зов заботы: зовущий это присутствие, которое ужасается в брошенности (уже-бытии-в.) за свою способность-быть. …Таким образом, лишь анализ понимания призыва и сможет тогда первые подвести к эксплицитному разбору того, что зов дает понять. Но только предыдущей общей онтологической характеристике совести впервые предоставлена возможность понять выкрикнутое в зове совести «виновен» экзистенциально. Весь опыт и толкования совести едины в том, что «голос» совести как-то говорит о «вине».

╖ 60. Экзистенциальная структура засвидетельствованной в совести собственной способности быть.

Лежащая в воле-иметь-совесть разомкнутость присутствия, конституируется, таким образом, через расположение ужаса, через понимание, как бросание себя на самое свое бытие-виновным и через речь как умолчание. Эту отличительную, засвидетельствованную в самом присутствии через его совесть собственную разомкнутость - молчаливое, готовое к ужасу бросание себя на самое свое бытие-виновным - мы называем решимостью. Решимость есть отличительный модус разомкнутости присутствия. Но разомкнутость была ранее экзистенциально интерпретирована как исходная истинность. Она не есть первично никакое не качество «суждения», ни вообще определенного поведения, но сущностный конститутив бытия-в-мире как такового. Истину надо осмыслить как фундаментальный экзистенциал. Онтологическое прояснение тезиса: «присутствие есть в истине» выявило иходную разомкнутость этого сущего как истину экзистенции и отослало для ее очерчивания к анализу собственности присутствия. Отныне с решимостью достигнута исходнейшая, ибо собственная истина присутствия.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!