XI. Контрольный момент: «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• начало темы «Народные гулянья» из балета «Петрушка» композитора И.Ф. Стравинского;

• начало «Колыбельной» из балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ»;

• начало песни «Отцовская слава» композитора Г. Струве.)

Тема: Крупные формы - балет (окончание)

Цели:провести закрепление знаний по тематике и специфике балетной музыки; проанализировать разнохарактерную музыку Востока и сопоставить ее звучание с шумовыми инструментами; повторить исполнение патриотической музыки; продолжить разучивание песни; ввести новое понятие — «тромбон».

Планируемые результаты:учащиеся расширят знания о ба­летной музыке; исполнят музыкальное сопровождение к восточной музыке; приступят к созданию инсценировки для народной песни.

Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание «Колыбельной» из балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ», выходят из него после урока под собственное исполнение французской народной песни «Пастушка».

Оформление доски:репродукции картин Б. Кустодиева с изо­бражением сцен масленичных гуляний; оформление декораций балетов; афиши к балетным и оперным спектаклям; портреты композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.И. Хачатуряна, И.Ф. Стравинского; изображения инструментов симфонического оркестра, отдельно — фотография тромбона и металлофона.

Для инсценировки 1-го и 2-го куплетов песни «Пастушка» можно использовать элементы костюмов — шляпку, берет или чепчик для пастушки, прутик, а миску с сыром и кусочки сыра можно изготовить из бумаги. Желательно также продемонстри ровать театральные афиши с объявлениями о разных сценических постановках.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяется исполнение скороговорки «Бобры» в разных темпе, регистрах и динамике.

Разучивание нового распевания «Весна и лето».) Послушайте, повторите и запомните слова, на которые поется

новое распевание.

Вновь весна пришла,

А за ней идет Лето красное.

В этом упражнении некоторые слоги в самом начале надо исполнять в распеве. Чтобы вам лучше запомнить, какие слоги поются нараспев, повторите слова, отхлопывая ритм ладошами. (Педагог показывает отрывок с нужным ритмическим рисун­ком, а потом разучивает его с классом: «Вот ве-сна-а при-и-шла».

Школьники разучивают и поют все распевание целиком, по­сле чего исполняют его 3—4 раза от разных звуков по восходящей хроматической гамме.)

Это распевание начинается необычно — с паузы, молчания на сильной доле.

— Как называется перенос ударения в музыке с сильной доли на слабую? (Синкопа.)

— Вкакой музыке часто встречаются синкопы? (В польской мазурке, в чешской польке, в восточной колыбельной.)

(Повторяется исполнение распевания «Братец Яков» каноном двумя подгруппами.)

II. Работа с тетрадями

— Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока музыки. Сегодня вы продолжите изучение разной балетной музыки,

послушаете новый отрывок из известного вам балета и запишете в тетрадях название этого отрывка.

III. Актуализация знаний

(Повторение песен «Ты слышишь, море?» и «Отцовская слава» с дирижерами.

Повторение информации о композиторе И.Ф. Стравинском и его балете «Петрушка». Школьники слушают и разбирают му­зыку темы гулянья. Показ видеозаписи балетной постановки «Пе­трушка».

Повторение информации о композиторе А.И. Хачатуряне и его балете «Гаянэ». Школьники слушают и разбирают музыку «Колыбельной» из этого балета.)

— Какой балет — мужской или женский — танцует в спектакле под музыку «Колыбельной»? (Женский.)

— Какими шумовыми инструментами можно дополнить зву­чание «Колыбельной»? (Колокольчиками, треугольником.)

— Послушайте «Колыбельную» еще раз и подыграйте ее зву­чанию с помощью шумовых инструментов.

IV. Знакомство с новым материалом

Продолжим знакомство с музыкой балета «Гаянэ» композито­ра А.И. Хачатуряна. Сейчас вы услышите второй отрывок из этого балета, который исполняет мужская группа танцоров. Отрывок называется «Танец с саблями», он очень популярен во всем мире. Особенно часто его можно услышать по телевизору, когда нам показывают соревнования спортсменов, где необходимо музы­кальное сопровождение (например, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание или фигурное катание).

— Запишите в тетрадях название нового отрывка: «"Танец с саблями"» — отрывок из балета "Гаянэ", композитор А. И. Хачатурян».

Представьте, что вы попали на восточный праздник — яркий, самобытный. Уже выступили певцы и танцоры, а теперь юноши решили показать свою удаль и демонстрируют бойцовские ка­чества - показательное сражение на саблях. Обратите внимание на то, как музыка передает их прыжки, сабельные удары. Кажется, будто от самих музыкальных звуков летят искры. Для передачи звона сабель композитор использовал металлофон - ударный инструмент, на котором играют с помощью молоточков, ударяя по металлическим пластинкам, отчего получается звонкий, хо­лодноватый звук.

(Демонстрация изображения металлофона.)

— Послушайте внимательно второй отрывок из балета «Гая­нэ», а потом расскажете, каким был характер музыки, в ка­кой форме написано это произведение.

(Прослушивание и разбор музыкального отрывка.)

— Сколько частей в «Танце с саблями»? (Три.)

— Повторялась ли в финале 1-я часть? (Да. Была реприза.)

— Как полностью называется форма «Танца с саблями»? (Трехчастная репризная форма.)

В крайних частях вместе с металлофоном отчетливо слышен звук медного духового инструмента - тромбона. Это не совсем обычный инструмент. Чтобы играть на нем, музыкант должен не только вдувать в него воздух, но и двигать специальной дета­лью — скользящей трубкой, которая называется «кулиса», выдви­гая ее из тромбона и вставляя обратно. Тем самым можно пони­жать или повышать высоту звука.

(Демонстрация изображения тромбона.) Многие музыканты любили этот инструмент за его богатые возможности, композитор Н.А. Римский-Корсаков даже сочинил Концерт для тромбона с оркестром.

— Как отличались по своему характеру крайние части «Танца с саблями» от средней части?

— Какие новые инструменты звучали в этом произведении?

«Танец с саблями» — самое знаменитое произведение ком­позитора А.И. Хачатуряна. Этот отрывок из балета «Гаянэ» зна­ют во всем мире, а когда композитор приезжал в какую-нибудь новую страну, там его почтительно звали «мистер "Танец с саб­лями"».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!