Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского



(Повторение информации о балете «Петрушка» И.Ф. Стра­винского, прослушивание и разбор начального отрывка из балета. Просмотр видеозаписи начала балетной постановки.)

V. Работа над песней - завершение разучивания

(Повторение 1—4-го куплетов песни «Пастушка», после чего песня разучивается до конца.)

5. Метла нашлась нескоро,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля.

Метла нашлась нескоро,

А кошка не спала, ля-ля,

А кошка не спала.

6. Она всю миску с сыром,

Тра-ля, ля-ля, тра-ля-ля, ля-ля,

Стащила со стола, ля-ля,

Стащила со стола.

(Исполнение песни с начала до конца с дирижированием.) На прошлом уроке вы делали инсценировку 1-4-го куплетов. Осталось осуществить постановку всей песни до конца. Но прежде давайте выясним, что будут делать пастушка и кошка во время звучания 5-го и 6-го куплетов. (Школьники предлагают свои варианты инсценировок.) Мне кажется, что герои здесь не должны просто показывать свои действия. Ведь недаром эта песенка танцевальная. Поэтому пусть наши актеры постараются исполнить танцевальные движе­ния, особенно во время вокализов. (Педагог назначает исполнителей ролей, проводится ее показ.)

VI. Проверка домашнего задания

— На прошлом уроке вы получили домашнее задание — сде­лать театральную афишу для постановки музыкальной пе­сенки-сказки «Пастушка». Вспомните и расскажите, что такое афиша. (Объявление о показе театрального спектакля или концерта.)

— Что может быть на такой афише? (Примерный ответ. Сооб­щение о названии постановки, времени и месте ее показа, сцены из спектакля, портреты главных героев, имена авто­ров музыки и пьесы, имя и фамилия режиссера, который поставил спектакль, и актеров, которые в нем играют.)

— Кто из вас приготовил такую афишу для вашей классной постановки — музыкальной сказки «Пастушка»? (Демонстрация школьниками своих афиш и их комментарии.)

VII. Знакомство с новым материалом

— Что вы можете рассказать о произведениях, в которых зву­чит музыка Востока?

— Восточную музыку какого композитора вы слушали?

— Как назывались отрывки из балета «Гаянэ», которые вы слушали?

 — Сегодня вы познакомитесь с музыкой уже знакомого вам композитора, в которой также представлены восточные герои, - Н.А. Римского-Корсакова. Какую музыку Н.А. Рим­ского-Корсакова вы знаете? («Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», оперы «Садко» и «Снегурочка».)

—  Вы послушаете отрывки из симфонической сюиты, которая называется «Шехеразада». Что такое сюита? (Музыкальный жанр, который объединяет несколько пьес.)

— Отрывки из какой сюиты композитора М.П. Мусоргского вы слушали? («Картинки с выставки» — «Баба-яга», «Балет невылупившихся птенцов».)

Сюиту «Картинки с выставки» композитор написал для ис­полнения на фортепиано, это фортепианная сюита.

— Что симфоническая сюита? (Предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.)

Что вы знаете о композиторе Н.А. Римском-Корсакове? Кто он был по своему первому образованию? (Морской офицер.)

— Когда он служил офицером, в каких морских походах ему приходилось участвовать? (В кругосветном путешествии.)

Николаю Андреевичу много времени пришлось провести на море, поэтому он, как никакой другой композитор в мире, умел силой музыкальных звуков изображать море. Вспомните, как он рисует появление из моря богатырей или лебедь, который скользит по волнам.

(Педагог напоминает начало отрывка «Богатыри», исполняет начало отрывка «Царевна Лебедь».)

Сюита «Шехеразада» была создана по мотивам знаменитых арабских сказок «1000 и одна ночь», где прекрасная Шехераза­да рассказывает могущественному и суровому султану по имени Шахрияр сказки. Вот эти две темы и будут звучать в сюите на всем ее протяжении.

— Запишите в тетрадях название сюиты, фамилию композито­ра, имена главных героев: «Симфоническая сюита "Шехе­разада" композитора Н.А. Римского-Корсакова. Главные герои — красавица Шехеразада и султан Шахрияр».

Образы главных героев композитор нарисовал музыкой, и они получились очень красноречивыми, послушайте, как нарисована красавица Шехеразада.

(Педагог исполняет лейтмотив Шехеразады.)

— Вы услышали, что это восточная музыка? По каким при­знакам вы это поняли? (Мелодия необычная, гибкая, словно струящаяся, в ней много мелких украшений, высокий регистр.)

— Какой инструмент исполняет главную тему лейтмотива? (Скрипка.)

(Педагог напоминает тему лейтмотива.)

Эту тему исполняет главный скрипач оркестра. Вы, наверное, слышали такое выражение — первая скрипка. Роль такой первой скрипки обычно доверяют самому лучшему скрипачу, это очень ответственно — быть первой скрипкой. Этот музыкант исполняет главные сольные партии в разных пьесах, как, например, в «Шехе-разаде». Сопровождение лейтмотива исполняет арфа. (Педагог может исполнить сопровождение лейтмотива.)

Оно напоминает звучание восточного инструмента, по стру­нам которого проводят пальцами. Кажется, будто Шехеразада не рассказывает свои сказки, а напевает их под звуки музыки. Вот как об этом рассказал в программе к сюите сам композитор Н.А. Римский-Корсаков: «Много чудес рассказала Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рас­сказ в рассказ».

(Педагог демонстрирует лейтмотив Шахрияра.)

— А теперь контрастный облик Шахрияра. Что вы можете ска­зать об этом герое? (Он грозный, воинственный, страшный, угрожающий.)

Сейчас вы послушаете начало симфонической сюиты «Шехеразада», которая называется так: «Море и Синдбадов корабль». Запишите это название в тетради.

Сборник восточных сказок не зря называется «1000 и одна ночь» - в течение этого времени прекрасная Шехеразада расска­зывала свои сказки Шахрияру. И самой первой ее сказкой было повествование о морском путешественнике — Синдбаде-мореходе. Обратите внимание на образ моря, который создал композитор Н.А. Римский-Корсаков в этом отрывке. (Прослушивание начала сюиты «Шехеразада».)

— Какую картину нарисовала музыка в этом отрывке?

— Каким было море в этом отрывке?

— Кто исполнял этот отрывок?

— Какие музыкальные темы вы услышали в этом отрывке?

VIII. Вокальная импровизация

(Школьники знакомятся с новым текстом для вокальной им­провизации.)

На полянке в час заката

Разгорается костер.

О мечтах ведут ребята

Задушевный разговор.

Ц. Солодарь

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Каким может быть характер музыкального напева к этим словам?

(После обдумывания школьники демонстрируют свои вари­анты вокальных импровизаций.)

IX. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какой музыкальный жанр был любимым у композитора Иоганна Штрауса?

— Чем отличается оперетта?

X. Рефлексия

— Что такое оперетта?

— Увертюру к какой оперетте вы сегодня слушали?

— Понравилась ли вам музыка И. Штрауса? Чем она вам по­нравилась?

— Какая музыка Востока сегодня звучала на уроке?

— Какой композитор сочинил сюиту «Шехеразада»?

— Какая еще музыка композитора Н.А. Римского-Корсакова вам известна?

— Какую картину природы этот композитор умел музыкаль­ными звуками изображать лучше всех в мире? Почему?

— Какие бывают музыкальные сюиты?

— Как переводится слово «сюита»?

— Какие темы звучали в отрывке из сюиты «Шехеразада»?

— Расскажите о характерах этих тем.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!