II. Работа с тетрадями - запись темы урока
На прошлых уроках вы изучали принципы построения оперы, музыкальную драматургию, по законам которой строятся музыкальные спектакли.
— Что такое музыкальная драматургия?
— Расскажите о законах драматургии. Какие этапы должны присутствовать в любой театральной постановке?
— Как раскрывались законы драматургии в опере «Иван Сусанин»?
По этим законам строятся не только оперы, но и балеты. Ведь в каждом из них есть добрые и злые герои, чьи образы создаются по принципу контраста. Эти герои непременно встречаются, между ними возникает конфликт, а дальше следует кульминация и развязка. Сегодня мы будем говорить о таком произведении крупной формы, как балет, и вы сами убедитесь в том, что балет обязательно следует законам музыкальной драматургии. Иначе его просто неинтересно смотреть. Но, конечно, в балете решающую роль играет музыка — она рисует звуками всех героев и их переживания.
— Названия каких балетов вы можете вспомнить?
— Теперь назовите не только балет, но и его персонажей -положительных и отрицательных.
— Какие конфликты в балетах вы можете вспомнить?
— Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Крупные формы - балет».
— Почему балет относят к произведениям крупной формы?
— Кто участвует в постановке балета?
III. Актуализация знаний
— Какой великий русский композитор является основоположником русской балетной музыки? (М.И. Глинка.)
|
|
— Но ведь М.И. Глинка не сочинял музыку для балетов, так где же звучит танцевальная музыка, созданная им? (В «польском» действии оперы «Иван Сусанин».)
— Какой великий русский композитор создал лучшие в мире балеты? (П.И. Чайковский.)
— К каким балетам сочинил музыку П.И Чайковский? (Кбалетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».)
— Вкаком веке жили и сочиняли свою музыку М.И.Глинка и П.И.Чайковский? (В XIXв.)
А мы с вами живем в XXI в. Несмотря на это, удивительные произведения М.И. Глинки и П.И. Чайковского продолжают жить, звучать и восхищать нас.
— Послушайте знаменитые отрывки из балетов П.И. Чайковского и вспомните их названия. Если у вас возникнет затруднение, я подскажу вам название отрывка и балет, в котором он звучит. (Прослушивание отрывков из балетов П.И. Чайковского -«Танец маленьких лебедей» и «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; темы феи Сирени и феи Карабос из балета «Спящая красавица»; «Вальс снежных хлопьев» и «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».)
— Вы согласны со мной, что эту удивительную музыку можно слушать много раз, и она не надоест?
Вот как об этом говорится в стихотворении.
Тихо в зале. Гаснет свет.
Будем мы смотреть балет:
|
|
Замечательный балет,
Он идет почти 100 лет.
Декорации — картины.
Вот выходят балерины:
Ручки влево, ручки вправо —
Все так необычно, право.
Героиню принц спасает, фея их благословляет.
«Ах, какой балет хороший», —
Мы похлопаем в ладоши, —
Замечательный балет,
Пусть идет еще 100 лет,
Никогда не старится,
Так он всем нам нравится.
И. Агапова
IV. Знакомство с новым материалом
Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского
Сегодня вы познакомитесь с балетной музыкой, созданной композиторами XX в. Возможно, что и фамилии этих композиторов вы услышите впервые. Но тем интереснее для вас будет встреча с их балетами. Фамилия первого композитора — Стравинский. Повторите ее все вместе хором.
(Класс 2—3 раза повторяет фамилию композитора по взмаху руки педагога.)
В начале XX в. композитор И.Ф. Стравинский создал музыку для короткого балета в одном действии под названием «Петрушка». События в нем происходят в кукольном театре, точнее сказать — в ярмарочном балагане, в спектакле, который разыгрывается куклами во время ярмарки.
— Посмотрите на картины, расположенные на доске. Они вам уже знакомы? Что на них изображено? (Празднование Масленицы.)
|
|
— Как развлекаются люди во время празднования Масленицы? (Покупают воздушные шары и крендели, катаются на санях, смотрят представления кукольного театра, выступления ряженых.)
Вы видите, что на этих картинах нарисованы эпизоды с участием кукольников — артистов кукольного театра. Вот такие куклы и являются героями балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Сам Петрушка был самым главным и всеми любимым героем масленичных балаганных представлений. Сейчас вы услышите отрывок из начала балета, который называется «Народные гулянья на Масленой». Имеется в виду Масленая неделя — т. е., празднование Масленицы. Как известно, Масленицу действительно празднуют целую неделю. У балета «Петрушка» есть подзаголовок — «Потешные сцены в 4 картинах».
— Запишите в тетрадях названия балета, этого отрывка и фамилию композитора, создавшего для него музыку: «"Народные гулянья на Масленой" из балета "Петрушка", композитор И.Ф. Стравинский».
— Какой оркестр чаще всего сопровождает показ балета? (Симфонический.)
— А какой инструмент обычно сопровождал представления русского народного кукольного театра на ярмарках? (Гармошка.)
В отрывке, который вы сейчас услышите, симфонический оркестр будет подражать нехитрому перебору гармошки.
|
|
— Вам уже встречалась пьеса, в которой фортепиано подражало звукам гармоники, вы помните название этой пьесы? («Мужик на гармонике играет» П.И. Чайковского.)
Сейчас вы услышите, как оркестр подражает звучанию народных инструментов. Музыка имитирует мелодию народных наигрышей — несложный мотив, который неоднократно повторяется. (Слушание начального отрывка «Народные гулянья на Масленой» из балета «Петрушка».)
— Какой была музыка по своему характеру?
— В чем она соответствовала названию балета и его содержанию?
- Назовите фамилию композитора, создавшего музыку к балету «Петрушка».
Композитор И.Ф. Стравинский, так же как и СВ. Рахманинов, в начале XX в. уехал из России. Но за границей к его музыке не было большого интереса, пока кто-то ему посоветовал сочинять произведения на русскую тему - по русским сюжетам, с использованием русских мелодий. Так у Стравинского возникла идея «Петрушки». Балет был поставлен и имел большой успех. Но в разных странах его приняли по-разному. Некоторым показалось, что музыка здесь чересчур криклива, даже груба, перенасыщена площадными мелодиями. В последней части балета композитор использовал мотивы подлинных русских народных песен - «Ах вы, сени мои, сени», «Вдоль по Питерской» и др.
Но вот как отозвался об этом балете русский композитор Н.Я. Мясковский: «Вся его музыка полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового, неподкупного веселья, такой безудержной удали...» Н.Я. Мясковский также утверждал, что услышал в музыке И.Ф. Стравинского «саму жизнь», и высоко оценил ее.
Музыка Востока
Вы познакомились с «польским» действием из оперы «Иван Сусанин», узнали названия и особенности польских народных танцев.
- Где находится Польша? (В Европе.)
Сегодня вы познакомитесь еще с одним направлением балетной музыки, которое интересно раскрыто в творчестве многих композиторов, - музыкой восточных стран, или, говоря короче, музыкой Востока.
- Запишите в тетрадях название этой темы и ее определение: «Музыка Востока - произведения, в которых композиторы используют национальные восточные приемы: своеобразные мелодии и ритмы, украшения, синкопы».
- Чтобы ближе узнать музыку Востока, вы познакомитесь с творчеством композитора Хачатуряна. Повторите хором фамилию и запомните.
Композитор А.И. Хачатурян родился в Армении, но учился и потом почти всю свою жизнь прожил в Москве. В центре Москвы ему и памятник поставлен - возле дома, в котором он жил.
Этот композитор создал много музыки к театральным спектаклям, несколько балетов, из которых самым известным стал «Спартак», который вот уже много лет идет на сцене Большого театра. Также А.И. Хачатурян написал музыку к балету, который называется по имени девушки, его главной героини - «Гаянэ». Действие балета происходит на родине композитора в Армении. А.И. Хачатурян очень точно передал особенности восточной музыки — ее нежный и страстный характер, особый изгиб мелодий, плавность, синкопы. Все это вы услышите в отрывках из его балета «Гаянэ». Сегодня вы послушаете первый отрывок - «Колыбельную».
— Запишите в тетрадях название отрывка: «"Колыбельная" -отрывок из балета "Гаянэ", композитор АИ. Хачатурян».
— Какие колыбельные вы помните и можете напеть? (Заставку к телепередаче «Спокойной ночи, малыши!» — «Спят усталые игрушки» композитора А.Н. Островского; народные колыбельные «Баю-баю-баю, деточку качаю» и «Баю-баюшки-баю, неложися на краю»; «Колыбельную» В.-А. Моцарта — «Спи, моя радость, усни».)
— Какой характер обычно бывает у колыбельной песни? (Неторопливый, тихий, успокаивающий, ласковый.)
Вот и в «Колыбельной» из балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ» присутствуют эти черты. Но вместе с тем вы услышите еще и особенности восточной музыки, о которых я уже сказала, — необыкновенную гибкость мелодии, синкопы, различные украшения лейтмотива.
(Слушание «Колыбельной» из балета АИ. Хачатуряна «Гаянэ» и разбор особенностей музыки.)
— Каким был характер «Колыбельной»? (Нежным, покачивающим, умиротворенным.)
— Какие вы подметили в музыке особенности, говорящие о том, что это музыка Востока? (Особую распевность, синкопу на первых звуках.)
В мелодии присутствуют необычные украшения — витиеватые, узорчатые. В тех колыбельных, которые вы уже знаете, мелодии довольно простые, бесхитростные, каждая нота соответствует одному слогу текста. А в восточной колыбельной дополнительные украшения придают мелодии необычность, своеобразную красоту, кажется, будто почти каждая нота в ней украшена драгоценными камнями. К музыке Востока вы еще вернетесь на следующих уроках.
— Какой композитор написал музыку к балету «Гаянэ»?
— Какой еще балет написал композитор АИ. Хачатурян?
— В какой стране происходит действие балета «Гаянэ»?
— Какой отрывок из этого балета вы слушали?
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!