Полонез и мазурка в «польском» действии оперы
Вопере образы поляков раскрываются через звуки их танцев -полонеза и мазурки. Познакомьтесь с тем, как М.И. Глинка гениально вводит их лейтмотивы в музыкальную драматургию оперы. Итак, 3-е действие оперы: мы попадаем в село под Костромой, где живет Сусанин со своей семьей. В доме Ивана Сусанина готовятся к свадьбе его дочери Антониды. Вот как об этом сообщает сам Сусанин.
(Педагог исполняет или показывает в записи отрывок партии Сусанина на слова «Вот наконец я дожил до свадьбы дочери моей».)
— Казалось бы, мы слышим радостный рассказ Сусанина о предстоящей свадьбе. Но что-то необычное звучит в сопровождении оркестра? (Звуки полонеза.)
— О чем это говорит? (Скоро появятся поляки.)
И потом, чуть позднее, сын Сусанина Ваня восклицает: «Я слышу конский топот». Здесь снова звучит мазурка, и врываются поляки, которые требуют, чтобы Сусанин показал дорогу на Москву.
— Напомните, какие вокальные партии дал М.И. Глинка полякам, захватчикам. (Короткие, на 1—2звуках.)
Вот и сейчас они не поют, а кричат на одной ноте, требуя: «Старик! Веди нас!»
— Мог Сусанин отказаться? (Да.)
— Что могло бы произойти потом, если бы он отказался? (Поляки убили бы его, но нашелся кто-то другой, кто провел бы их туда, куда надо врагам.)
И Сусанин решает пожертвовать своей жизнью, но вместе с тем и погубить врагов. Тогда они предлагают Сусанину деньги, и он так отвечает: «Да, ваша правда! Деньги — сила!» Но композитор с помощью музыки показывает, о чем НА САМОМ ДЕЛЕ думает Сусанин: оркестр в этот момент исполняет мазурку — польский лейтмотив. То есть, Сусанин обманывает врагов, он только ДЕЛАЕТ ВИД, что соглашается. Он прощается с дочерью, а Ваню отсылает предупредить русское войско о том, что отведет поляков в непроходимую чащу, и вместе с врагами уходит из дома.
|
|
— Какую роль играет мелодия мазурки в момент ответа Сусанина? И наконец, последний момент звучания мазурки в опере —
сцена в заснеженном лесу, куда Сусанин завел врагов. Помните, в «польском» действии, когда поляки собирались захватить Москву, мазурка звучала горделиво, хвастливо. А здесь, в глухом морозном лесу она звучит устало, очень тихо, а сами поляки поют свою арию в две ноты плаксиво, измученно: «Устали мы, продрогли мы».
(Педагог показывает изменение интонации мазурки.)
— Менялся ли характер мазурки в опере? (Да.)
— Каким был характер мазурки в «польском» действии?
— Каким был характер мазурки в сцене в лесу?
— В каких еще эпизодах оперы звучала мазурка и о чем она рассказывала?
— Как одна и та же музыкальная тема (мазурка) использована композитором в разных моментах музыкальной драматургии?
|
|
— В каких моментах в опере звучал полонез?
— Что показывала музыка полонеза в разных действиях оперы?
V. Актуализация знаний
Повторение арии Сусанина
— Всцене в лесу поляки понимают, что Сусанин привел их на погибель. А сам Иван Сусанин понимает, что враги не оставят его в живых?
— Как ведет себя герой перед лицом опасности?
— Как это передается в характере музыки его последней арии? (Слушание и исполнение школьниками арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)
Прелюдия» СВ. Рахманинова — повторение
(Повторение слушания «Прелюдии» С.В. Рахманинова и ее разбор по вопросам предыдущего урока.)
— Если бы вы делали переложение «Прелюдии» для оркестра, то какой инструмент выбрали бы для исполнения 1-й темы — низкой, гулкой, мощной? (Орган или колокол.)
VI. Знакомство с новым материалом
Слушание музыки
— Вкакой стране родился и начал сочинять музыку композитор Ф. Шопен? (В Польше.)
Но он был вынужден покинуть свою родину и жить в другой стране. Однако вот как композитор вспоминал о Польше в своих письмах: «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?.. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца — мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончился».
|
|
Композитор горячо откликался на события, которые происходили на его родине. Так, после того как в Польше было поднято восстание, Ф. Шопен создал особое музыкальное произведения — «Этюд № 12», который получил название «Революционный». Запишите это название: «Этюд № 12» («Революционный»), композитор Ф. Шопен».
В живописи слово «этюд» означает набросок для картины. В музыке слово «этюд» означает упражнение для развития беглости пальцев. Это название хорошо знакомо тем, кто учится музыке. Этюд — несложное упражнение, маленькое учебное произведение камерного жанра.
— Но может ли произведение камерного жанра перерасти в концертное? (Да.)
Вспомните жанр «соната», расскажите о знакомых вам сонатах композитора Л. Бетховена. Вот и Ф. Шопен создал такой этюд, который представляет собой поистине концертную вещь — эффектную, динамичную, которая по силам только исполнителю-виртуозу. Сейчас вы в этом убедитесь. (Прослушивание произведения.)
|
|
— Для какого инструмента создал Ф. Шопен это произведение?
— Что в первую очередь поражает слушателя в этом произведении? (Быстрый темп, напористость, динамичность, громкий звук.)
— Что напоминает начальная мелодия, которая звучит в правой руке пианиста? (Словно мы слышим какой-то призыв к действию или удары колокола.)
(Педагог демонстрирует лейтмотив начала произведения.)
— Какая по характеру эта тема? (Уверенная, громкая, повторяющаяся, настойчивая, победная.)
Словом «революционный» этюд назвал не сам композитор, а его современники, которые услышали в музыке отголоски польского восстания.
У других композиторов также в жизни были случаи, когда их произведения получали названия, данные другими людьми. Например, «Лунная соната» (Соната № 14) Л. Бетховена. Ведь название, под которым ее сейчас знает весь мир, — «Лунная» — принадлежит не самому Л. Бетховену, а другому человеку, который, слушая 1-ю часть сонаты, представил себе картину лунной ночи и луну, которая отражается в реке.
— Вы помните главную тему «Лунной сонаты»? Вы сможете узнать это произведение по его первым тактам? (Педагог исполняет начало «Лунной сонаты».)
— Теперь, я думаю, вы точно так же навсегда запомните и «Революционный этюд» Ф. Шопена. (Педагог исполняет начало произведения.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 769; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!