VI. Знакомство с новым материалом
— Какую музыку композитора С.В. Рахманинова вы знаете? («Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром, романс «Сирень».)
— Вы убедились, что СВ. Рахманинов был великим композитором, музыка которого звучит уже более 100 лет. А в каких еще областях он проявил себя как выдающийся музыкант? (Как пианист, как дирижер.)
Верно. До сих пор считается, что музыку С.В. Рахманинова — концерты и пьесы для фортепиано — никто не может исполнить лучше, чем ее автор - сам композитор. Поскольку С.В. Рахманинов блестяще владел фортепиано, он много произведений создал специально для этого инструмента. Сегодня вы познакомитесь еще с одной его фортепианной пьесой, ее название вам знакомо — она называется «Прелюдия».
— Запишите в тетрадях название: «Прелюдия», композитор СВ. Рахманинов».
— У какого композитора есть пьесы с названием «Прелюдия», которые вы слушали? (УФ. Шопена.)
Слово «прелюдия» означает «вступление, открытие, начало». Считается, что прелюдия — небольшая пьеса, которая звучит перед более крупным произведением, настраивая слушателя на нужное восприятие. Но «Прелюдии» С.В. Рахманинова являются сами по себе самостоятельными крупными пьесами. То есть композитор благодаря своему таланту преодолел эту камерность прелюдий, создав пьесы значительные по объему, сложные, драматически зрелые.
— Вы уже встречались с подобным преобразованием музыкальных сочинений. К какому жанру принято относить сонату? (К камерному.)
|
|
А сонаты композитора Л. Бетховена разве не звучат в больших концертных залах? Они просто созданы для того, чтобы их исполняли на концертах с большим количеством зрителей.
— Какие известные вам сонаты Л. Бетховена звучат на концертах? («Лунная соната», «Патетическая».)
Композитор благодаря своей гениальности поднял скромный жанр сонаты от камерного до концертного. Так произошло и с прелюдиями, созданными СВ. Рахманиновым. Послушайте его «Прелюдию», обратите внимание на то, что она похожа на диалог двух людей — какие у них голоса и настроение.
— Разберем главные темы произведения более подробно. Вот первый мотив «Прелюдии» — всего три звука в нижнем регистре. (Педагог показывает 1-й мотив.)
— В какой динамике он звучит? (Очень громко — фортиссимо.)
— Какой он по характеру? (Сдержанный, грозный.)
Эта тема одноголосная, две руки играют одни и те же звуки в унисон.
А вот вторая тема, которая отвечает ему. (Показ 2-го мотива.)
— В какой динамике она звучит? (Очень тихо — пианиссимо.)
— Состоит она из аккордов. Какая она по характеру? (Грустная, с нисходящими интонациями, взволнованная, страстная, обеспокоенная, встревоженная.)
|
|
Но далее эта тема становится все более и более, образно говоря, наэлектризованной. Она переходит в более высокий регистр, как будто убеждает своего слушателя в чем-то.
— Послушайте пьесу и определите форму произведения. (Прослушивание «Прелюдии» С.В. Рахманинова.)
— Сколько частей в произведении? (Три части. Значит, эта пьеса трехчастная.)
— Было ли в конце повторение 1-й части? (Да. Была реприза.)
— Назовите полностью форму «Прелюдии». (Трехчастная репризная.)
— Чем отличалась реприза от начальной части? (Более громким звучанием, торжественностью.)
А еще - согласием голосов. Теперь две руки в унисон исполняют сразу обе партии — 1-ю и 2-ю.
— Как вы считаете, эта пьеса трудна для исполнения? (Да. Справиться с ней может только очень подготовленный пианист.)
— Как называется такой исполнитель, который может играть очень сложные пьесы? (Виртуоз.)
— Являлся ли сам автор «Прелюдии» виртуозом? (Да.)
VII. Вокальная импровизация
(Школьники разучивают народную весеннюю закличку, запоминают ее слова, делают разбор характера, настроения и динамики ее частей, после чего сочиняют свои вокальные напевы.)
Приди, весна! Приди, красна!
Приди, весна, с радостью,
|
|
С радостью, с радостью,
Со великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Обратите внимание на то, что в этой закличке несколько частей. Сначала люди просят весну, чтобы она поскорее пришла после долгой зимы. Кажется, что к ней обращаются с мольбой, даже кланяются в пояс. Такие песни в России назывались «величальные» — того, к кому обращались, называли разными величальными словами, хвалили, как в этой закличке. Весну называют «красной», просят прийти «с милостью», «с радостью».
— Каким будет характер музыки в этой части? (Плавным, величественным, уважительным.)
— А вторая часть более веселая, игровая. И как музыка здесь изменится? (Станет подвижной, резвой, скачущей.)
VIII. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Как называются контрастные два действия из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»?
— Какой музыкант нужен для исполнения очень сложных музыкальных сочинений?
IX. Рефлексия
— О чем рассказывается в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?
— Чем отличается в операх М.И. Глинки показ положительных и отрицательных персонажей?
— Какие положительные герои в опере «Иван Сусанин»?
— Какие танцы звучат в «польском» действии?
|
|
— Что необычного в звучании оркестра в «польском» действии?
— Какой танец стал лейтмотивом польских захватчиков в опере?
— Какой общий прием изображения героев использовал М.И. Глинка в своих операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»?
— Какой характер у «Мазурки»? (Легкий, подвижный, стремительный.)
— Какой характер у танца «Полонез»?
— Кто, кроме певцов, участвует в «польском» действии оперы? (Танцоры и музыканты оркестра.)
— Почему М.И. Глинка является основоположником русского балета, ведь он не сочинил ни одного балета?
— Теперь я задам вопрос-шутку: сколько в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» Иванов Сусаниных? (Двое: сам главный герой Иван Сусанин и его приемный сын Ваня.)
— Как называется пьеса СВ. Рахманинова, которую вы сегодня слушали?
— Сколько главных тем в «Прелюдии» СВ. Рахманинова? Какие они?
— Какая форма у этой «Прелюдии»?
— В «Прелюдии» СВ. Рахманинова две контрастные темы, и эту пьесу иногда называют «схваткой человека с судьбой». У какого композитора в произведении отразилась его борьба с собственной судьбой? (У.Л. Бетховена.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!