X. Контрольный момент: «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• вступление к «Патетической сонате» Л. Бетховена;

• главная партия «Патетической сонаты» Л. Бетховена;

• любая мазурка Ф. Шопена.)

Тема: Симфонический оркестр

Цели:провести закрепление песен и распеваний, разучен­ных в четверти; повторить правила вокализирования в унисон и в двухголосии, правила продолжительного дыхания; повторить знания о составе симфонического оркестра, о разнообразии его инструментов и возможностей; познакомиться с инструментами народного и симфонического оркестров; провести защиты инди­видуальных проектов.

Планируемые результаты: учащиеся повторят и расширят свои знания о симфоническом оркестре; отработают унисонное и двухголосное пение; научатся публичным выступлениям по вы­бранной проектной теме.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Патетической сонаты» Л. Бетховена, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гам­ме» композитора Г. Струве.

Оформление доски:портреты композиторов М.И. Глинки, Л. Бетховена. Ф. Шопена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяют распевание. Повторяют и исполняют 1-го куплет канона «Братец Яков», дыхательные упражнения на продолжи­тельность выдоха.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Какие музыкальные сочинения вы слушали в этой четверти? Какие инструменты их исполняли?

— Какие еще инструменты симфонического оркестра вы знаете?

— Какие произведения для симфонического оркестра вы знаете?

— Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Симфони­ческий оркестр».

— Какие большие группы входят в состав симфонических ор­кестров?

— Как называется руководитель оркестра?

— Отгадайте загадку и произнесите ответ все вместе хором. (Автор М.А. Давыдова.)

Сто человек пред ним сидит,

И ими он руководит.

Взмах сильный — скрипки говорят,

Взмах легкий — флейты зазвучат.

В театре главный — режиссер,

А кто в оркестре? (Дирижер.)

— Какие песни вы сами исполняли с дирижированием?

— Вы дирижировали короткими произведениями - песнями по 2—4 куплета. Сложно было руководить воображаемым оркестром? (Да.)

Конечно, дирижер обязан помнить моменты вступления тех или иных инструментов, вступления певцов, разную динамику или изменения темпа.

—  Во время дирижирования ваши руки уставали? (Да.)

А настоящий дирижер дирижирует каждый вечер симфония­ми, операми и балетами. Эти произведения относятся к крупным формам, звучат по нескольку часов, и дирижер самозабвенно ру­ководит всем оркестром. А днем он еще проводит репетиции, повторяя старые произведения и разучивая новые. Так что ра­бота дирижера — это нелегкий труд, одновременно физический и умственный!

III. Актуализация знаний

— Какой великий русский композитор еще в детстве сказал: «Музыка - душа моя»? (М.И. Глинка.)

Какие произведения М.И. Глинки вы знаете?

— Почему М.И. Глинка является первым русским музыкаль­ным классиком?

— Какие оперы сочинил М.И. Глинка? («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».)

— Какая общая тема объединяет эти оперы, хотя «Иван Су­санин» - народная драма, а «Руслан и Людмила» - сказка? (Патриотическая.)

— Какое произведение М.И. Глинки вы слушали на прошлом уроке? (Романс «Венецианская ночь».) Музыка авторская

— Какой жанр у этого романса? (Баркарола.)

— Что означает в переводе с итальянского языка это слово? (Песня лодочника.)

Какие детали помогают понять, что вы слушаете баркаролу? (Прослушивание романса и его обсуждение.)

IV. Новый материал - знакомство

Вы уже знаете, что композитор М.И. Глинка путешествовал по разным странам Европы. В Германии и Италии он учился му­зыке, а потом совершил поездку по Испании, где внимательно вслушивался в испанские народные песни. Любимый музыкаль­ный инструмент испанцев — гитара. М.И. Глинка любовался на­родными танцами, которые сопровождались звуком особых удар­ных инструментов — кастаньет.

(Показ кастаньет или рисунка с их изображением.)

Кастаньеты — плоские кусочки дерева или камня, которые танцоры брали в ладони и ими прищелкивали, придавая музыке особый задор.

В Испании композитор сочинил музыку, в которой использо­вал интонации народных танцев и голоса испанских" инструмен­тов. Одна его увертюра называется «Арагонская хота». Запишите в тетрадях это название: «"Арагонская хота", увертюра компо­зитора М.И. Глинки». Я поясню, как появилось такое название. Арагон — область в Испании, а слово «хота» обозначает испанский народный танец, который исполнялся с обязательным использо­ванием кастаньет.

— К какой группе музыкальных инструментов относятся ка­станьеты? (Ударные.)

— Послушайте начало «Арагонской хоты» и отметьте, какой оркестр исполняет музыку, какие музыкальные инструмен­ты, говорящие об Испании, вы там услышите.

(Прослушивание «Арагонской хоты».)

— Какой общий характер произведения?

— Какие шумовые музыкальные инструменты вы услышали? (Бубен, кастаньеты.)

Верно, эти инструменты придают музыке характерное испан­ское звучание. Послушайте, как о кастаньетах говорится в стихо­творении.

Кастаньеты

Из страны, где солнца свет                          

Льется с неба жгуч и ярок,

Я привез себе в подарок

Пару звонких кастаньет.

Щедро лентами одеты

С этой южной пестротой;

В них живет испанский зной,

В них сокрыт кусочек света...

...И танцоры идут в ряд,

Облитые красным светом,

И гитары говорят

В такт трескучим кастаньетам,

Словно щелканье цикад

В жгучий полдень жарким летом.

М. Волошин

Слушая музыку «Арагонской хоты» и эти стихи, так и пред­ставляешь себе залитую раскаленным солнцем площадь в центре города и веселых танцоров, которые задорно выступают на ней, помогая себе звоном кастаньет.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!