IX. Контрольный момент: «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• пьеса «Старый замок» М.П. Мусоргского;

• романс «Сирень» СВ. Рахманинова,

• прелюдия № 7 Ф. Шопена.

Тема: Камерная музыка

Цели:повторить жанры камерной музыки; закрепить приемы разных видов дыхания во время вокализирования; сформировать умение разбираться в стилях разных композиторов; проанализи­ровать музыкальные образы музыкальных произведений; отра­ботать выстраивание унисона в песне; ввести новое понятие - «соната».

Планируемые результаты:учащиеся научатся технике во­кального исполнительства, закрепят знания о камерных жанрах; повторят новые музыкальные понятия; выполнят творческое за­дание.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание романса «Сирень» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки о гам­ме» композитора Г. Струве.

Оформление доски:репродукции картин П. Кончаловского «Сирень», И. Левитана «Весна. Сирень», В. Борисова-Мусато­ва «Весна»; портреты композиторов Л. Бетховена, Ф. Шопена, М.И. Глинки; рисунки с изображением музыкальных инстру­ментов симфонического оркестра; плакат с записью текста для вокальной импровизации.

В ходе урока педагог может продемонстрировать учащимся видеозапись концертного исполнения романса «Сирень» ком­позитора СВ. Рахманинова, которую можно найти в Интернете.

Для обсуждения картин с изображениями сирени можно под­готовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение распевания, дыхательного упражнения «Люби­мый аромат».)

Сделаем произносимую вами фразу еще более длинной: «Мне нравится прекрасный аромат этого удивительного цветка, кото­рый мы нашли в саду под кустом, где свил гнездо соловей». По­вторите ее, чтобы запомнить слова, и несколько раз произнесите ее на одном выдохе.

(Разучивание 1-го куплета французской народной песни «Бра­тец Яков». Русский текст И. Мазнина.)

1. Ах, какой же, братец Яков,

Ты лентяй, ты лентяй,

Если по неделе ты лежишь в постели!

Ай-яй-яй, ай-яй-яй!

(Исполняют сначала одноголосно всем классом и по рядам, потом в виде двухголосного канона по подгруппам.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Кто помнит, как называется музыка, в исполнении которой участвуют 2-3 музыканта, и сама она звучит в небольших концертных залах? (Камерная.)

Запишите в тетрадях определение: «Камерная музыка — произведения для небольшого состава исполнителей».

Для симфонических произведений нужен большой оркестр, до 100 человек. А для камерной музыки и оркестр может быть небольшим, камерным. Запишите в тетрадях примеры камерных ансамблей: «Дуэт - ансамбль из двух исполнителей, трио — из трех исполнителей, квартет — из четырех исполнителей».

— Какой камерный ансамбль исполнял романс «Сирень»? (Дуэт, в нем было два исполнителя певица и пианист.)

III. Новый материал - знакомство

К произведениям камерного жанра можно отнести и сонату. Запишите определение сонаты в тетрадях: «Соната — произве­дение в основном для солирующего инструмента, чаще всего — в 4 частях. 1-я часть обычно бывает быстрой, и в ней ярче всего видно построение сонатной формы: переплетение двух тем — глав­ной партии и побочной».

Соната — жанр, произведения которого чаще всего создава­лись для исполнения на фортепиано. Большими мастерами такого жанра были известные вам композиторы — В.-А. Моцарт и Л. Бет­ховен. — Какая соната композитора Л. Бетховена считается самой популярной? («Лунная соната», или соната № 14.)

(Педагог исполняет первые такты «Лунной сонаты».)

— Сегодня вы познакомитесь еще с одной известной сонатой Л. Бетховена, которая называется «Патетическая». Запиши­те в тетрадях ее название: «"Патетическая соната", компо­зитор Л. Бетховен».

— Что вам известно о композиторе Л. Бетховене? Как рано проявилась его музыкальность? (С раннего детства, но об­учал его музыке отец, который захотел сделать из сына «вто­рого Моцарта», и обучение было очень строгим.)

Но Бетховен сумел проявить свой талант, и даже сам Мо­царт, когда услышал игру молодого Бетховена, сказал: «Этот парень заставит о себе заговорить весь мир!»

— Какое несчастье постигло Л. Бетховена? (Он простудился, заболел и потерял слух.)

Для композитора, который сочиняет музыку и не слышит ее, потеря слуха была огромной трагедией. Но Бетховен продолжал создавать одно замечательное произведение за другим. В числе сочинений, которые он написал, будучи уже совсем глухим, была и «Патетическая соната». В борьбе со своим несчастьем Л. Бет­ховен был тверд, он говорил так: «Судьбе было угодно испытать меня, но я сам схвачу ее за горло!»

— Запишите, что означает слово «патетика», от которого про­изошло название сонаты Л. Бетховена: «Патетика - при­поднятость, взволнованность, пылкость».

— Значит, какой должна быть музыка в сонате под названием «Патетическая»?

— Запишите в тетрадях, как построена 1-я часть «Патетиче­ской сонаты».

(Педагог диктует текст для записи, при этом он может приво­дить примеры нужных отрывков, исполняя их на инструменте.)

Структура построения 1-й части «Патетической сонаты:

Вступление мрачное, тяжелое, на динамических контрастах.

1-я тема (главная партия) очень быстрая, стремительная, ост­рая, «с огнем».

2-я тема (побочная партия) взволнованная, напевная, в раз­ных регистрах».

Теперь послушайте 1-ю часть «Патетической сонаты». Снача­ла прозвучит вступление, а потом, чередуясь, главная и побочная партии этой сонаты. Договоримся так: вы будете внимательно слушать музыку и показывать пальцами, какая тема начала звучать. Поднимете один палец, значит, звучит 1-я тема, два пальца — значит, зазвучала 2-я тема.

(Прослушивание 1-й части «Патетической сонаты» в записи или в живом исполнении с показом звучания разных тем.)

— Вам понравилась музыка Л. Бетховена?

— Чем она вам понравилась?

— Какой характер этой части «Патетической сонаты»? (Ответы детей, которые подытоживает учитель.)

На мой взгляд, в этой части музыка сначала показывает, что на человека обрушился страшный удар судьбы — это тема вступле­ния. Потом начинает звучать 1 -я тема — главная партия, в которой композитор призывает не сдаваться и преодолевать трудности. И наконец, 2-я тема — побочная партия, где музыка словно раз­говаривает с нами, доказывая, что человек в состоянии воспро­тивиться злой судьбе. Ведь на то он и человек, чтобы бороться с неприятностями и побеждать их.

— Сам композитор Л. Бетховен утверждал: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Соответствует ли этому высказыванию «Патетическая соната»?

— Какие еще произведения Л. Бетховена вам известны?

— Поговорим подробнее о вступлении к «Патетической сона­те». Послушайте его еще раз.

(Педагог напоминает тему вступления, исполняя ее или де­монстрируя отрывки фонограммы.)

Мы с вами поиграем в игру «Выбери нужное определение». Я буду называть термины для разбора музыкального вступления к «Патетической сонате», но при этом буду ошибаться. Ваша за­дача — повторять только правильные определения, а при звучании неверных вам надо промолчать.

(Педагог называет следующие определения: мужественная, писклявая, тяжелая, вялая, сумрачная, стаккатная, радостная, мрачная, светлая, задумчивая (неверные определения выделены курсивом).)

Соната - музыкальный жанр, произведения которого предна­значены для исполнения одним музыкантом. Те из вас, кто учит­ся музыке, разучивают и исполняют маленькие учебные сонаты, которые даже называются уменьшительным словом «сонатины». А вот Л. Бетховен создал сонаты, которые исполняются не толь­ко в камерных концертах, в камерных залах, но и в аудиториях с большим числом зрителей. То есть сонаты Л. Бетховена не толь­ко камерная музыка, но и концертная.

IV. Актуализация знаний


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!