V. Метроритмические движения с изменением их динамики
Сейчас вы сами вообразите себя такими испанскими танцорами. Вот шумовые музыкальные инструменты, которые будут уместны во время звучания «Арагонской хоты», — бубен, погремушки, треугольник.
(Педагог раздает инструменты школьникам.)
Потренируемся в игре на этих инструментах. Сделайте первый удар на счет «раз» громким, а те ребята, которые играют на бубне, в этот момент должны ударить по нему ладонью. А далее продолжите тихо — потряхиванием, легким касанием палочки по треугольнику.
(Класс выполняет задание.)
В «Арагонской хоте» композитор дает такие яркие акценты — ударные выделения нужных звуков, что вам остается только повторять удары, чередуя сильные доли и слабые. Те ребята, которым не хватило инструментов, покажут сильные доли хлопками в ладоши.
(Игра в шумовой оркестр под звучание «Арагонской хоты».)
VI. Повторение песни
— Помните, что в начале учебного года вы разучили особую песню-поздравление — «Песенку зверей»? С какой целью вы разучили эту песню? (Чтобы поздравлять всех именинников.)
— Если такие именинники имеются, то сейчас мы вас поздравим песней. Только ее надо сначала повторить. Кто помнит слова 1-го куплета?
(Повторение «Песенки зверей» композитора Б. Чайковского и музыкальное поздравление песней. В качестве музыкального подарка именинники могут стать дирижерами при исполнении песни-поздравления.)
— Звуки какого музыкального инструмента вы показывали голосом в вокализе на слоги «ти-ли, ти-ли»? (Скрипки.)
|
|
VII. Защита индивидуальных проектов
— Кто сегодня подготовил защиту проекта?
(Педагог определяет последовательность выступлений учащихся.)
Уважаемые зрители! Я прошу вас внимательно вслушиваться в выступления ваших товарищей. Если проект вам понравился, вы можете после выступления сказать, что понравилось больше всего, а также задать вопросы по теме выступления.
(Защита проектов отдельными школьниками и обсуждение классом.)
VIII. Актуализация знаний
Слушание музыки
— С какой сонатой композитора Л. Бетховена вы познакомились на прошлом уроке?
— Что означает название «Патетическая соната»?
— Какие темы звучат в 1-й части этой сонаты?
— Послушайте еще раз 1-ю часть «Патетической сонаты» Л. Бетховена. Как отразилась в этой музыке судьба самого композитора?
— Что нам хотел сказать композитор этой музыкой?
— Соната — камерный жанр?
— Что нового внес в этот жанр композитор Л. Бетховен?
— На прошлом уроке вы давали определения музыки вступления этой сонаты — мрачная, темная, трагичная.
(Педагог напоминает лейтмотив главной партии «Патетической сонаты».)
|
|
Я снова назову определения, а вы должны повторять только те, которые подходят к ней. А ошибочные определения повторять не надо.
(Педагог дает следующие определения главной партии «Патетической сонаты»: стремительная, тихая, плавная, полетная, растянутая, острая, огневая, рыхлая, слабая, пружинистая. Неправильные определения выделены в тексте курсивом.)
Вот какие стихи посвятил композитору Л. Бетховену поэт Всеволод Рождественский.
Бетховен
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты?
Соединенья нежности и муки,
Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты ни единой,
Глухою ночью в комнате пустой.
Текли часы, и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе.
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок,
Есть некий свет, рожденный не напрасно,
А музыка — бессмертия залог!
Повторение песни
(Повторяют исполнение «Песенки о гамме» композитора Г. Струве с куплетами, которые поют солисты приемом «эстафета».)
IX. Вокальная импровизация
(Педагог просит учеников повторить свои импровизации для текста, разученного на прошлом уроке. После этого школьники читают и запоминают окончание стихотворения.)
|
|
...Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
С. Михалков
— Какого характера музыку вы выберете для сочинения напева к этим словам?
(После некоторого раздумья школьники демонстрируют свои вокальные мелодии.)
— Какие еще сочинения поэта С. Михалкова вы знаете?
X. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— В какой увертюре М.И. Глинка использовал звуки кастаньет?
— К чему призывает музыка «Патетической сонаты» Л. Бетховена?
XI. Рефлексия
— Какую музыку композитора М.И. Глинки вы слушали сегодня?
— Расскажите о его романсе «Венецианская ночь». Каков он по содержанию?
— Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
— Какой жанр выбран для этого романса?
— В какой стране композитор создал увертюру «Арагонская хота»?
— Какой напев и какие инструменты он использовал?
— С какой целью он ввел в звучание симфонического оркестра звуки кастаньет и бубна?
— Как менялась по динамике музыка «Арагонской хоты»?
— Какие темы звучали в «Патетической сонате» Л. Бетховена?
— Какая тема вступления?
— Какая главная тема сонаты?
— Какая главная идея этого произведения?
— Подходит ли к «Патетической сонате» название «героическая»?
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!