II. Работа с тетрадями - запись темы урока
— В этой четверти вы более подробно будете изучать музыкальные произведения крупной формы. Какие вы знаете произведения крупной формы? (Оперы, балеты, симфонии.)
— Почему эти произведения относятся к крупным формам? (Для их исполнения требуется много музыкантов, их смотрят и слушают много людей, они звучат длительное время.)
— Сегодня вы вспомните знакомые вам оперы. Запишите тему урока в тетрадях: «Крупные формы - опера».
— Опера — произведение вокальное или инструментальное? (В первую очередь вокальное, потому что без пения, без человеческого голоса опера не получится.)
— Какие вы знаете оперы русских и зарубежных композиторов?
— Какие вы знаете оперные голоса — мужские и женские?
— Какие партии для сопрано есть в операх? (Снегурочка, Людмила.)
— Какие партии для басов есть в операх? (Иван Сусанин, Фарлаф.)
III. Актуализация знаний
Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки
— Выуже неоднократно слушали отрывки из оперы композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин». О чем говорится в этой опере?
— В чем заключается подвиг Ивана Сусанина?
— События, о которых говорится в опере «Иван Сусанин», происходили в начале XVII в. Повторялся ли такой подвиг в годы Великой Отечественной войны, которая была в середине XX в.? (Да. Это был подвиг Матвея Кузьмина, который завел немецкий отряд в лесную чащу к партизанской засаде и сам погиб в последнем бою.)
— Как называется в опере большая песня главного героя? (Ария.)
|
|
— Какую арию из оперы «Иван Сусанин» вы слушали? (Арию Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)
— В какой момент в опере исполняется эта ария? (В сцене смерти героя.)
Повторение характера главного образа
(Педагог напоминает главную мелодию Арии Сусанина, исполняя ее лейтмотив на фортепиано.)
— Вы должны в этой музыке почувствовать серьезность, сосредоточенность настроения героя и то, как певец передает этот характер своим исполнением. Спойте мелодию арии без слов, как вокализ. (Пение мелодии на гласный звук «а», прослушивание арии.)
— Какой характер у этой музыки? (Песенный, печальный, скорбный.)
— Но слышно ли в музыке раскаяние героя в своем поступке? Может быть, Иван Сусанин жалеет о том, что совершил его? (Нет.)
— В этой сцене композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения Родины. Как это показано характером музыки? (Музыка хоть и печальная, но мужественная, героическая, суровая.)
Характер героя подчеркивается выразительностью звучания низкого мужского голоса — баса, исполняющего арию.
— По каким признакам можно понять, что автор музыки — русский композитор? (В мелодии арии встречается много распевов слогов, что делает ее похожей на русские народные песни.)
|
|
— Какие еще качества мелодии придают арии сходство с народной песней? (Протяжность, взволнованность, не крикливость, а сдержанность, скромность, достоинство.)
IV. Знакомство с новым материалом
Структура построения оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Вы уже знаете, что композитор М.И. Глинка является основоположником русской классической музыки. Он создал настоящие образцы музыки во всех основных жанрах — опере, балете, симфонии, романсе. Рассмотрим, как строится первая русская классическая опера, созданная М.И. Глинкой, — «Иван Сусанин». Запишите в тетрадях заголовок: «Структура построения оперы композитора М.И. Глинки "Иван Сусанин"».
В этой опере 4 действия, в начале звучит большое инструментальное вступление — увертюра, а в финале — уже знакомый вам эпилог.
— Где происходит действие эпилога этой оперы, когда дети Сусанина рассказывают о его подвиге? (В Москве на Красной площади.)
— Какой знаменитый хор звучит в финале? (Хор «Славься!».)
— Запишите в столбик характеристику каждого действия.
(Школьники записывают под диктовку педагога: 1-е действие - «русское», появление всех русских героев оперы: Ивана Сусанина, его дочери Антониды и ее жениха Собинина, приемного сына Сусанина — Вани. Рассказ о нападении на Русь поляков. Даны музыкальные характеристики русских героев: все лейтмотивы песенные, гибкие, очень красивые.)
|
|
— М.И. Глинка - величайший в мире композитор-мелодист, это подтверждается тем, что почти любую его мелодию можно воспроизвести, напев ее. Докажите это — вспомните и спойте начало нескольких его произведений:
• романса «Жаворонок»;
• хора «Славься!»;
• увертюры к опере «Руслан и Людмила»;
• романса «Венецианская ночь»;
• симфонической картины «Арагонская хота»;
• арии Сусанина.
Вы убедились в необыкновенной мелодичности музыки М.И. Глинки? В своей первой опере «Иван Сусанин» для всех русских героев он сочинил удивительно мелодичные и красивые вокальные партии.
— Продолжим запись в тетрадях.
(Школьники записывают следующий текст: 2-е действие — «польское», бал в замке польского короля. Звучат мелодии польских танцев — полонеза, мазурки, краковяка, вальса. Образ врагов передан через нарядные, эффектные танцы, но зато вокальные партии у поляков отсутствуют, хор поет всего на нескольких нотах, сольных партий вообще нет. Звучат сразу два оркестра.)
|
|
В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» вы уже сталкивались с тем, что у отрицательных персонажей нет своих вокальных партий.
— Какие персонажи оперы «Руслан и Людмила» — злые, отрицательные? (Волшебник Черномор и волшебница Наина.)
— С помощью каких приемов, какой музыки композитор представляет образы этих злых волшебников? (Образ Черномора — через марш, образ Наины — через партию, которая поется на 1—2звуках.)
То есть композитор лишает злых персонажей голоса, вокальных партий. «Руслан и Людмила» — вторая опера М.И. Глинки, первая — «Иван Сусанин». Именно здесь композитор применил этот прием: сочинил для русских героев поразительные по красоте вокальные арии, а образы захватчиков передал через танцы — тоже необыкновенно красивые, восхитительные, но без песенных партий.
В «польском» действии М.И. Глинка ввел звучание сразу двух оркестров. В сцене в королевском замке играет еще один настоящий оркестр — духовой, который вместе с симфоническим оркестром сопровождает танцы поляков.
— Если в «польском» действии много танцевальных номеров, то какие еще артисты, помимо певцов, участвуют в этом действии? (Танцоры.)
«Польское» действие почти полностью танцевальное, именно здесь мы слышим музыку танцев, которые дают основание считать М.И. Глинку основоположником не только оперной, но и балетной музыки: полонеза, мазурки, краковяка, вальса.
— Как построены 1 -е и 2-е действия в опере «Иван Сусанин» — «русское» и «польское» — на приеме сходства или контраста? (Контраста.)
— В чем проявляется контраст этих действий? (Песенность — танцевальность, скромность — хвастливость, патриотизм — захватничество, стремление к миру — стремление к войне, красивые песенные мелодии — отсутствие вокальных партий.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!