X. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Мазурка» из оперы композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина;
• «Прелюдия» С.В. Рахманинова.)
Тема: Крупные формы - опера (окончание)
Цели:продолжить изучение жанра оперы; повторить понятие «кульминация»; продолжить работу над выстраиванием унисона в песне и распевании; завершить разучивание новой песни; повторить музыкальные термины.
Планируемые результаты:учащиеся усовершенствуют вокальное исполнительство; закрепят знания о законах оперной драматургии; расширят рамки познаний о жанрах фортепианных пьес; уточнят понятия о кульминации и контрасте.
Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.
Оформление доски:изображения декораций и героев опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Л. Бетховена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторение скороговорки «Аквариум». Повторение 1-го куплета песни «Братец Яков» одноголосно в виде канона.
Одноголосное разучивание 2-го куплета песни «Братец Яков». После разучивания 2-й куплет исполняют в виде канона.)
|
|
— Разучим следующий куплет песни.
2. Так поднимем поскорее
Звон-трезвон, звон-трезвон
И заставим братца делом заниматься.
Дин-дин-дон, дин-дин-дон.
(Объединение куплетов распевания. 1-й и 2-й куплеты исполняют в форме канона, при этом группы меняются ролями: в 1-м куплете канон начинает одна группа, во 2-м куплете - другая.)
II. Работа с тетрадями
— Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока. Какую оперу вы вспоминали?
— О чем говорится в опере «Иван Сусанин»?
— Какие еще оперы русских и зарубежных композиторов вы знаете?
III. Актуализация знаний - повторение знакомого материала
— Какой знакомый отрывок из оперы «Иван Сусанин» вы слушали на прошлом уроке? (Арию Сусанина.)
— Расскажите, что переживает герой оперы в этот момент, и как музыка отражает его переживания.
— Какова структура оперы «Иван Сусанин»?
— Чем отличаются русские герои оперы?
— Какие новые отрывки из этой оперы вы слушали?
— К какому действию относятся «Полонез» и «Мазурка»?
— Что необычного придумал М.И. Глинка для показа образа врагов?
(Прослушивание и разбор отрывков полонеза и мазурки.)
|
|
IV. Знакомство с новым материалом
1. Музыкальная драматургия
На прошлом уроке вы познакомились с сюжетом сценической постановки. Сначала там показаны герои спектакля, потом их встреча — по принципу сходства или контраста, затем действие вновь развивается до самого финала. Такое построение имеется не только в театральных постановках, но и в большинстве книг, кинофильмов. Этот прием называется особым словом — драматургия.
(Класс повторяет новое слово «драматургия» хором, потом по рядам.)
А в музыкальных спектаклях будет присутствовать особая драматургия - музыкальная, потому что музыка подчеркивает все действия героев, даже иногда она отображает их внутренний мир, их мысли.
— Запишите в тетрадях новое понятие и его определение: «Музыкальная драматургия - приемы построения спектакля с использованием средств музыкальной выразительности». Запишите законы, по которым происходит развитие драматургии.
1. Экспозиция — показ главных героев сюжета. Развитие действия.
2. Завязка - событие, которое приводит к встрече героев.
3. Кульминация — самый напряженный момент произведения — встреча героев по принципу сходства или контраста.
4. Развязка.
В произведении также может быть пролог и финал (эпилог).
|
|
На каждом этапе идет развитие действия. Ведь нельзя сразу показать всех героев, потом конфликт и развязку. Между всеми этими главными эпизодами действие развивается, происходят какие-то события, но все они в целом направлены на реализацию этой общей схемы, общих законов драматургии.
- На прошлом уроке вы записали структуру построения оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Сопоставим эту запись с законами драматургии. Какой момент в этой опере является экспозицией, самым началом? (1-е действие.)
Здесь нам показывают завязку произведения — нападение поляков на Русское государство, начало войны.
- В каком действии встречаются два лагеря — русский, мирный, семейный - и польский - военный, захватнический? (В 3-м действии, в доме у Сусанина.)
Возникает конфликт: поляки требуют показать им дорогу на Москву, и Сусанин делает вид, что соглашается.
- В чем заключается кульминация оперы? (Поляки начинают догадываться о цели Сусанина, Сусанин сознается: он завел их на погибель.)
- О подвиге Ивана Сусанина сложена песня. (Педагог читает текст песни на слова К.Ф. Рылеева).
...Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза, Лишь снег под ногами хрустит от мороза.
— Куда ты завел нас? Чертовская даль!
— Веду, куда знаю! — Сусанин сказал. — Предателя, мнили, во мне вы нашли. Их нет и не будет на русской земли!..
Кто русский по сердцу, тот гордо, и смело, И радостно гибнет за правое дело!
- Какова развязка оперы? (Поляки убивают героя, но и сами гибнут в зимнем лесу.)
- Расскажите о финале оперы.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!