Разучивание новой песни - продолжение работы
(Проводят повторение слов и мелодии 1-го куплета песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина. Песня исполняется сначала одноголосно, потом с элементами двухголосия приемом «эхо».)
- Разучим текст 2-го куплета.
2. Море, подари свои шторма,
Пусть до самых звезд летит корма!
Палубу качай, с ног сбивай меня,
Брызгами холодными звеня.
Знаю, можешь ты черным быть и синим.
Море, море, стать помоги мне сильным.
- Изменится ли характер исполнения 2-го куплета? (Да, его надо исполнять более уверенно, решительно, смело, отважно и громко.)
- По примеру 1-го куплета окончание 2-го вы также исполните приемом «эхо».
(Отработка нужного отрывка приемом «эхо».)
- А припев договоримся петь по-прежнему негромко, проникновенно, лирично. Объедините 2-й куплет и припев.
- Объедините 1-й и 2-й куплеты вместе, продирижируйте этой песней. Какой дирижерский жест надо выбрать? (Песенный — плавную вертикаль.)
- В этой песне есть инструментальное вступление. Послушайте его.
(Педагог исполняет вступление к песне.)
- Теперь послушайте вступление и точно исполните самый 1-й звук на слог «це-е».
(Отработка точного начала пения после вступления.)
- В III четверти вы разучивали песню-поздравление для мамы — «Песенку о гамме». Каким в этой песне был 3-й куплет? (Куплет-вокализ.)
Чтобы такая красивая песня «Ты слышишь, море?» тоже звучала подольше, в ней надо спеть дополнительный куплет-вокализ. Начните петь 3-й куплет без слов, на звук «м» — первые две строчки. Потом следующие 2 строчки — уже на звук «а».
|
|
(Исполнение 3-го куплета в виде вокализа.)
- А переходные две строчки, где вы поете приемом «Эхо», и припев надо спеть так, как во 2-м куплете. (Полное пропевание всего 3-го куплета и припева.) Песня «Ты слышишь, море?» была написана композитором А. Зацепиным специально для старого детского фильма «Свистать всех Наверх!». Сейчас эту киноленту мало кто помнит, а песня звучит и продолжает трогать своим мелодизмом и романтикой сердца слушателей. Вы уже знаете, что так часто случается — фильм устарел и забылся, а вот талантливая музыка от него остается надолго.
VII. Вокальная импровизация
Познакомьтесь с новым текстом для вокальной импровизации.
Шли вперед смельчаки сквозь огонь и картечь
И за счастье они погибали в бою.
Надо крепко любить, надо крепко беречь
Эту гордую землю - твою и мою.
В. Коростылев
— Какой характер музыки понадобится для импровизации мелодии на такой текст?
(После обсуждения и обдумывания школьники демонстрируют свои варианты напевов.)
VIII. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Почему меняется характер мазурки в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?
|
|
— Чем вам нравится песня «Ты слышишь, море?»?
IX. Рефлексия
— Как мазурка рисует образ поляков в «польском» действии оперы «Иван Сусанин»?
— Как меняется облик поляков в сцене в лесу?
— В каких еще моментах оперы звучит мазурка?
— Чем необычен ритмический рисунок танца мазурки?
— Какой танец в переводе на русский язык означает «польский»?
— Звучит ли в опере «Иван Сусанин» полонез?
— В каких действиях это происходит?
— Расскажите о характере полонеза.
— Расскажите о характере мазурки.
— Какова структура построения оперы «Иван Сусанин»?
— Что такое «музыкальная драматургия»?
— Чем необычно «польское» действие оперы «Иван Сусанин»?
— Какие еще вы знаете оперы?
— Какие темы звучали в «Прелюдии» СВ. Рахманинова?
— Какой принцип при их сочинении использовал композитор — сходства или контраста?
— Что означает слово «этюд» в рисовании и музыке?
— К какому жанру относятся такие музыкальные сочинения, как соната и этюд?
— Что вы знаете о знаменитых сонатах Л. Бетховена?
— Какое название получил «Этюд № 12» Ф. Шопена?
— Расскажите о главной теме «Революционного этюда».
— Как менялся характер песни «Ты слышишь, море?» в двух куплетах?
|
|
— Как можно назвать 3-й куплет этой песни?
X. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Мазурка» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
• «Революционный этюд» композитора Ф. Шопена;
• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.)
Тема: Крупные формы - балет
Цели:провести повторение особенностей балетного жанра; познакомить школьников со спецификой восточной музыки; проконтролировать точность исполнения приема «эхо» в песне; отработать художественное звучание песни; познакомить с термином «музыка Востока».
Планируемые результаты:учащиеся узнают разные приемы музыкальной изобразительности, особенности разных видов восточной музыки; продолжат вокально-исполнительскую работу.
Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.
Оформление доски:репродукции декораций с изображением сцен из разных опер и балетов; репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица» и «Балаганы»; портреты композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.И. Хачатуряна, И.Ф. Стравинского.
|
|
Следует заранее приготовить фонограмму отрывков из балетов П.И. Чайковского, названия которых должны вспоминать школьники.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
Разучим новую скороговорку «Бобры». Все бобры добры до своих бобрят.
(Повторение скороговорки в быстром темпе. Повторяют распевание на слоги «ми-мэ-ма» и канон «Братец Яков» (два куплета).)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!