Путь от Единства к триединству



 

Новозаветная Церковь была основана на ветхозаветном учении об абсолютной единственности Бога в сочетании с новозаветным откровением об Иисусе Христе, в Котором воплотилась полнота единственного Бога. Новый Завет был закончен незадолго до конца I столетия, когда умер последний из апостолов. Два века спустя, к началу IVвека доминирующее в христианстве учение о Боге постепенно претерпело изменения и отошло от библейского единства в сторону зарождающегося триединства. В этой книге мы попытались понять, как это происходило во времени. В этой главе мы обобщим всё сказанное, подведем итоги нашего исследования и проследим путь учения о Боге от единства к триединству в период примерно с 100 по 300 гг. от Р. Х.

Послеапостольский период

 

Авторы послеапостольского периода (90-140 гг. от Р. Х.) сохранили в своих работах близкий к библейскому язык, традиции и способ мышления. В характерных для учения о единстве темах они строго утверждали монотеизм, абсолютное Божество Иисуса Христа и подлинную человеческую природу Христа[1]. Они придавали большое значение имени Бога и говорили о крещении во имя Иисуса. Никто из них не говорил о Боге как о Троице или как о трех личностях, никто не употреблял какие-нибудь другие определения, характерные для учения о триединстве. Некоторые из их положений абсолютно несовместимы с триединством, в то же время многие высказывания звучат так, словно принадлежат современному учению о единстве.

Короче говоря, богословы триединства признают, что эти писания не выражают четкого учения о Троице. Христианский автор Кальвин Бейснер признает: "В ранний период Церкви имелось крайне мало точно и четко сформулированных положений и тем более определений учения о Троице ... [В первые два века] первостепенное значение имел монотеизм"[2]. Богослов-реформат Луи Беркхоф отмечает: "Когда [отцы Церкви послеапостольского периода] применяют библейские названия Бога как Отца, Сына и Святого Духа и говорят о Христе как о Боге и Человеке одновременно, это не значит, что они осознают противоречия и проблемы, заложенные в эти понятия"[3]. Аналогичную мысль выражает лютеранский профессор Отто Хейк: "Отцы послеапостольского периода сохраняли верность монотеизму в его ветхозаветном понимании... Их представления о Боге имеют в основном ветхозаветную, иудейскую природу при минимальном эллинистическом влиянии"[4].

Писания епископа Климента Римского, Игнатия, Поликарпа, Папия, а также 2 Послание Климента совместимы с учением о единстве, в то время, как утверждения Игнатия и Ермы, а также 2 Послания Климента никак не совместимы с учением о триединстве. Дидахе содержит ссылку на тринитарное крещение, которая, вероятнее всего, является вставкой более позднего периода времени, а если не так, то она свидетельствует о постепенном отклонении от крещения во имя Иисуса к концу послеапостольского периода. Ерма и Варнава, видимо, придерживались какого-то неопределенного учения о Боге, хотя мы показали, что их утверждения можно истолковать и с позиции учения о единстве. Другие авторы, включая церковных лидеров того периода, были христоцентричными монотеистами, которые не мыслили категориями триединства. Их представление о Боге было более библейское и менее философское по сравнению с учением о триединстве. Их учение в большей степени соответствовало тому, что в настоящее время называется учением о единстве.

Период греческих апологетов

 

В период греческих апологетов (130-180 гг. от Р. Х.) мы наблюдаем прогрессирующий отход и от библейского учения о единстве, и от учения авторов послеапостольского периода, которое было по существу тождественно библейскому. Главным нововведением было учение о Слове (Логосе) как о второй Божественной личности, подчиненной Отцу.

В период со 130 по 150 годы в работах Аристида и в Послании к Диогнету еще сохранилась преимущественно библейская точка зрения, хотя в Послании к Диогнетууже содержится некоторое разделение Бога и Слова. К 150 г. Иустин и Татиан учили тому, что Отец и Слово являются двумя разными личностями. В период со 170 по 180 годы Феофил и Афинагор стали говорить о какой-то неопределенной форме троичности Бога. Но даже и в это время епископ Мелитон всё еще хранил преимущественно модалистское мышление о Боге.

В этот период появляется новое определение формулы крещения и первые представления о триединстве. Апологеты пошли на компромисс по двум вопросам в библейском учении о единстве: 1) Они заменили абсолютную единственность Бога на множественность – сначала двух, а позже трех личностей, сущностей или богов; 2) Они отвергли абсолютное Божество Иисуса Христа, сделав Его подчиненным Божеством. Таким образом, мы можем назвать их субординационистами-бинитаристами, а позже – субординационистами-тринитаристами.

В общем, греческие апологеты, в особенности Иустин, ввели несколько ключевых понятий, которые впоследствии привели к триединству: Логос как вторая Божественная личность или бог, рождение Логоса в определенный момент времени до сотворения мира, отождествление Логоса и Сына, трехчастная формула крещения и неясная связь Духа с Отцом и Сыном. Основа учения о триединстве была заложена всего лишь век спустя после написания Нового Завета.

Новая Католическая Энциклопедия предлагает нам обстоятельное описание учения о Боге во II веке по отношению к триединству:

"Среди мужей апостольских не было ничего, что хотя бы отдаленно напоминало подобный ход мыслей и рассуждений; апологеты II века уделяли проблеме множественности Бога гораздо больше внимания... Но во II веке богословские рассуждения были ограничены... Вопрос о триединстве предстояло решить в будущем"[5].

Ранний кафолический период

 

В ранний кафолический период (170-325 гг. от Р. Х.) христианство отклонилось от библейского вероучения о Боге в сторону триединства. Этот процесс начался с нечетко выраженного двоебожия и троебожия греческих апологетов в конце II века и достиг своего наивысшего развития в конце IV века распространением ортодоксального учения о триединстве.

Документы свидетельствуют о том, что модализм был всё еще доминирующим учением в христианстве в первой половине раннего кафолического периода, но поскольку история пишется победителями, то существующие свидетельства, вероятно, представляют собой лишь часть всей палитры мнений, существовавших в христианстве в то время. Тем не менее, сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что модализм был широко распространен в течение всего раннего кафолического периода. Несмотря на скудость имеющихся исторических свидетельств, ясно, что многие верующие в раннем кафолическом периоде поддерживали два основных принципа учения о единстве, изложенных в 1 главе, и многие крестились во имя Иисуса.

Триединство стало распространено в первой половине III века. Оно началось с предпосылки о том, что Иисус – подчиненное Божество. Эту предпосылку отстаивали два основателя учения о триединстве – Тертуллиан и Ориген, которые никогда не отказывались от этого положения. Гораздо позже, в IV веке, последователи триединства попытались частично исправить эту ошибку, провозгласив равенство, вечность и единосущие Отца, Сына и Святого Духа. Не только греческие апологеты, но и первые сторонники триединства отвергали библейское утверждение, о котором писали ранние послеапостольские авторы, что Иисус есть единственный Бог.

Ириней в начале раннего кафолического периода особое внимание уделял тройственному откровению Бога, хотя он не говорил о сущности Троицы. Он сохранил многие важные положения первоначального учения о единстве, например, что Бог один; Иисус есть Бог; Слово это разум и самовыражение Отца; Сын это видимое явление невидимого Отца; имя Иисус принадлежит Отцу и являет Отца.

Ириней не принимал полностью учения греческих апологетов, хотя и был под их влиянием, в особенности, что касается отождествления Логоса с Сыном, и в то же время некоего различая между Логосом и Отцом. Очевидно, он думал, что Логос изначально был присущ Богу, а потом каким-то образом отделился от Него с целью Божьего самооткровения. Вероятно, он использовал трехчастную формулу крещения, по крайней мере в конце своей жизни, хотя нет данных о том, что он считал Духа Святого отдельной личностью. Его наиболее значительное нововведение – отождествление Премудрости и Святого Духа – не было принято более поздними последователями триединства. Таким образом, взгляды Иринея занимают промежуточное положение между первоначальным учением о единстве и ортодоксальным учением о триединстве, в то же время отличаясь и от взглядов апологетов. По некоторым вопросам он был ближе к учению о единстве. Если бы он жил сегодня, то его можно было бы считать сторонником учения о единстве, поскольку он крестил во имя Иисуса. Его также можно было бы назвать сторонником учения икономического триединства.

Тертуллиан, более, чем кто-либо другой, развил учение о триединстве. Он создавал богословские труды, в которых развивал понятия о Троице, сам, по иронии судьбы, являясь членом раскольнической группы верующих, категорически противостоящих учению кафолической Церкви. Он ввел в спорах о Боге термины "Троица", "три личности", "одна сущность".

Если не считать ссылку в Дидахе, которая скорее всего является вставкой, то в его работах впервые появилась цитата из Евангелия от Матфея 28:19 в качестве истинной формулы крещения и он первым заговорил о троекратном погружении в воду. Но Тертуллиан учил, что Троица является временным образованием, она имела начало и будет иметь конец. Более того, согласно его четким формулировкам Сын и Дух подчиняются Отцу. Что касается ортодоксальных доктрин триединства: единосущие, (со)равенство и (со)вечность трех Божественных личностей, то Тертуллиан учил только о единосущии, но даже и в этом он отклонялся, поскольку считал, что ангелы тоже имеют часть в единой сущности Бога.

Ориген, который был отлучен от Церкви и осужден как еретик, сделал значительный вклад в триединство своим учением о вечности Сына и о предвечном рождении Сына. Он и Тертуллиан были самыми первыми активными защитниками триединства. Как и Тертуллиан, Ориген вполне определенно считал, что Сын и Дух являются личностями подчиненными. Если пользоваться терминами ортодоксального триединства, то он признавал вечность трех Божественных личностей, но не считал их равными. Что касается единосущия, то некоторые из его положений говорят о единосущии трех личностей, другие отрицают его.

Беркхоф объясняет как беспорядочное, незавершенное учение греческих апологетов постепенно оформилось в учение о триединстве, в основном благодаря поздним нововведениям Тертуллиана и Оригена, и как модалистические монархиане сопротивлялись этому новому учению.

"Можно сказать, что [Тертуллиан] довел учение о Логосе до учения о Троице...

Первые отцы Церкви... не имели ясного представления о Троице. Некоторые из них считали Логос безличным разумом, ставшим личностью во время сотворения, в то время как другие считали Его личностью, вечно существующей с Отцом, имеющей часть в Божественной сущности Отца, и всё же подчиняющейся Отцу. Дух Святой не играл в их спорах никакой роли... Тертуллиан был первым, кто вполне определенно стал утверждать о трех личностях в Боге и о единой сущности этих трех личностей. Но даже он четко еще не сформулировал учения о Троице.

В то же самое время возникло монархианство, подчеркивающее единственность Бога и истинное Божество Христа и отвергающее Троицу в буквальном смысле слова. Тертуллиан и Ипполит противостояли монархианству на Западе, в то время как Ориген наносил ему решительный удар на Востоке... Но даже формулировка учения о Троице, предложенная Оригеном, тоже не была удовлетворительной... И хотя он был первым, кто попытался объяснить отношение Отца к Сыну, предложив идею о предвечном рождении, ему всё же не удалось избежать субординации в отношении между Божественными личностями: в единой сущности Вторая Личность подчинена Первой"[6].

Позже, авторы раннего кафолического периода, за исключением Коммодиана, стали всё больше и больше говорить о Троице. Они обычно считали, что Сын и Дух подчинены Отцу, но не имели четкого учения о Духе Святом. Новациан, тоже раскольник, значительно способствовал развитию триединства, подчеркивая различие между Божественными личностями и утверждая, что Дух Святой есть третья Божественная личность. Но Новациан всё еще поддерживал идею о подчиненности Божественных личностей.

Из всех авторов этого периода только Дионисий Римский и, возможно, Григорий Чудотворец дали триединству определение, напоминающее то, которое было позднее принято ортодоксальным триединством[7]. Противоречия между Дионисием Римским и Дионисием Александрийским подготовили почву для окончательного решения, которое было принято на Никейском Соборе.

Короче говоря, ранний кафолический период породил первых явных сторонников триединства, которые разошлись во взглядах сначала с монархианами, особенно с модалистами, а затем и с арианами. К концу этого периода в христианстве стал доминировать некий вариант учения о триединстве и крещение в рамках этого учения; но потребовалась еще большая часть IV столетия для того, чтобы четко сформулировать и утвердить ортодоксальное учение о триединстве.

В отличие от последователей библейского учения о единстве, сторонники триединства раннего кафолического периода: 1) разделили личность Бога и 2) отвергли полноту Божества Иисуса Христа.

Что касается первого пункта, то они часто применяли свойственные триединству выражения: Отец и Сын есть "две отдельные личности" и "два различных бытия" (Тертуллиан); Сын – это "один индивидуум, рожденный от другого индивидуума" (Ипполит); Слово – это "второй Бог", "отдельная реальность" и "отдельное существо, имеющее собственную сущность" (Ориген).

Относительно второго пункта первые сторонники триединства говорили о "тварном" божестве Иисуса (Тертуллиан и Ориген), не настолько древнем, сильном, достойном, могущественном и великом как у Отца, а как о "производном", "составляющем часть Бога"; не как о "Самом Боге, Господе Всемогущем" (Тертуллиан); а как о "рожденном" (Тертуллиан, Ориген и Новациан); "менее достойном" (Ориген и Новациан); не вечном (Тертуллиан, Ипполит и Новациан); подчиненном Отцу (Ориген и Ипполит); "сотворенном Боге", "втором Боге", "просто Боге", не о "Всевышнем Боге", а о Боге в относительном смысле (Ориген). И хотя более позднее учение о единосущии, равенстве и вечности Божественных личностей несколько сгладили это заблуждение, всё же ясно, что триединство было сформулировано людьми, которые отрицали абсолютное Божество Иисуса Христа.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!