Период греческих апологетов, 130-180 гг. от Р. Х.



 

Иустин

 

Писания греческих апологетов значительно отличаются от писаний авторов послеапостольского периода. Писатели послеапостольского периода в своих работах обращались к христианам, в то время как апологеты писали для нехристиан. Самыми влиятельными авторами послеапостольского периода были епископы, а самыми влиятельными апологетами были философы, которые не занимали никакого значительного положения в Церкви. Способ и язык изложения в работах авторов послеапостольского периода очень напоминают библейский стиль, в то время как апологеты выражались более философским, теоретическим языком. Как уже было сказано в 1 главе, апологеты часто использовали философские идеи и термины для толкования христианских учений. Этим они привнесли множество нововведений, наиболее значительным из которых было учение о Слове (Логосе).

Самым известным греческим апологетом был Флавий Иустин или просто Иустин, который родился в Римской колонии в Самарии. Он был греческим философом и продолжал носить мантию и титул философа после своего обращения в христианство. Иустин не был рукоположен и не занимал никакого поста в церкви, но был странствующим учителем мирян. Дважды за свою жизнь он находился в Риме, там он и был обезглавлен за свои убеждения. Традиционно его называют философом и мучеником[1].

Труды Иустина более объемисты, чем все остальные существовавшие в то время вместе взятые. Он оказал большое влияние на последующих авторов. Более, чем кто-либо другой, он ответствен за учение о Логосе, возникшее во II веке.

Учение о Логосе было самым значительным нововведением апологетов. Концепция Логоса (Слова) была очень популярной в эллинской культуре. В греческой философии Логос означал разум как управляющее начало во вселенной. Греческий философ Платон учил, что существуют два мира: совершенный – реальный мир идей или форм, и несовершенный – физический мир явлений, который является проекцией мира идей. Совокупность всех идей есть стоящий над миром совершенный Бог, который не участвует в злых делах материального мира и является бесстрастным (не испытывает эмоций и страдания). Таким образом, мир идей является посредником между Богом и физическим миром.

Эллинистический иудейский философ Филон Александрийский, современник Иисуса, применил эти греческие идеи к Ветхому Завету, отождествив Логос со Словом Божьим и премудростью Его. Он описывает Логос как орудие сотворения и посредника между Богом и человечеством, давая Логосу имена Сына Божьего, первородного Бога и второго Бога. Однако он не придавал Логосу свойств личности[2].

Евангелие от Иоанна использует Логос (Слово) иначе – чтобы пояснить явление Бога в человеческом облике Иисуса Христа. Слово не отделяется от Бога, Слово есть Сам вечный Бог. Логос (Слово) используется для выражения вечного разума и предведения Бога, а также для явления Бога во плоти (Иоанн 1:1, 14).

Эдвард Харди объясняет, как Иустин принял греческую идею Логоса, изменил её и внедрил в христианство:

"Идея Божьего Логоса может быть найдена в различных источниках. Она витала в воздухе греческой философии и эллинистического иудаизма... (Главное, что нужно помнить о слове "логос", это то, что оно означает не одно слово – речь, план, логику, разум, а всё вместе, то есть Божий план, мысль, произнесение и т. д.). Иустин применяет слово Логос частично в библейском, частично в философском смысле. Логос, имея божественную природу, не является Самим Отцом. Логос рассматривается и как Божество, которое обрели христиане в Иисусе, и как Божество открытое в Ветхом Завете"[3].

Давайте рассмотрим характерные особенности учения Иустина о Боге.

 

 

Множественность Божества

Первая Апология Иустина (150 г.) учит о множественности Бога. Иустин признавал "самого истинного Бога, Отца праведности... Оба, как Он Сам, так и Его Сын (Который произошел от Него и сказал нам об этом, господин ангелов, следующих за Ним и сотворенных, как Он), а также Дух пророчества: Им мы поклоняемся и Их почитаем" (6). "Мы правильно поклоняемся [Иисусу Христу], узнав от Него Самого, что Он есть Сын истинного Бога, ставя Его на второе место, а Духа пророчества – на третье" (13). На благодарственном богослужении председательствующий брат "воздает хвалу и славу Отцу вселенной через имя Сына и Святого Духа" (65).

Согласно этим выдержкам, Отец есть истинный Бог. А Сын и Дух являются вторыми по значению Божествами, равными ангелам. И хотя точка зрения автора была некоторым образом затуманена ненужной вставкой, данной переводчиками в квадратных скобках, глава 6 говорит нам о поклонении ангелам так же, как и о поклонении Сыну и Духу. В работе Первые отцы христианства, переведенной Эдвардом Харди, говорится: "Ему [Богу] и Сыну, происшедшему от Него и научившему нас обо всех этих вещах, а также полчищам ангелов, следующим за Ним и сотворенных, как Он, и Духу пророческому мы поклоняемся и почитаем"[4].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!