Крещение во имя Иисуса Христа



 

Большинство церковных историков согласны с тем, что первоначальная формула крещения была "во имя Иисуса" (обычно в неё были включены слова Господь или Христос[28]). В послеапостольский период о крещении во имя Иисуса упоминали в своих работах Ерма и, возможно, Климент Римский; один фрагмент из Дидахе также говорит об этой формуле. Климент и Игнатий придавали большое значение имени Иисуса, это значение выражалось в том, что Церковь того периода практиковала крещение во имя Иисуса. Впервые заговорили о трехчастной формуле крещения в период греческих апологетов. Но несмотря на это, многие из тех, кто применял её (например Иустин, а позже и Ириней), продолжали произносить в этой формуле имя Иисуса Христа. В начале этого периода от Церкви откололись последователи Маркиона, но они продолжали применять ту же формулу, которую всё время применяли в Церкви, а именно: "во имя Иисуса Христа". Первые монтанисты, которые откололись от Церкви в начале раннего кафолического периода, также применяли формулу "во имя Иисуса" (см. главу 9).

Самое раннее упоминание тринитарной формулы в современной формулировке встречаем в одном высказывании в Дидахе (возможно она была вставлена), в работах Тертуллиана и Оригена. Явно, что эта формула – продукт раннего кафолического периода. Тем не менее, свидетельства, которые являются предметом обсуждения данной главы, показывают, что крещение во имя Иисуса было всё еще широко распространенным в течение этого периода.

Свидетельства популярной литературы

 

Популярная литература этого периода говорит о крещении во имя Иисуса Христа. Различные апокрифические, анонимные и псевдо-эпиграфические книги дают нам представление о распространенной практике такого крещения среди простых людей. Эти писания, конечно, не всегда, можно считать доктринально точными и они свидетельствуют об обычной практике крещения того времени. Поскольку они не были написаны известными отцами Церкви, учителями или еретиками и так как на них не ссылались как на авторитетные доктринальные источники, то, вероятно, переписчики не были заинтересованы в сохранении их доктринальной чистоты. Таким образом, работы такого рода были менее подвержены изменению или уничтожению по доктринальным причинам.

Деяния Павла и Феклы (работа II века, написанная, вероятно каким-то азиатским пресвитером): "Я крещен во имя Иисуса Христа в свой последний день".

Деяния Павла и Петра:"Мы твердо верим в нашего Господа Иисуса Христа, во имя Которого мы крестились".

Узнавания Климента (часть литературы т. н. Псевдо-Климентин конца II или началаIII века): "[Иисус] установил водное крещение среди них, через которое они могли бы получить освобождение от всех грехов, призывая Его имя... Всякий верующий в Этого Пророка, о Котором еще предсказал Моисей, должен креститься во имя Его" (1:39).

Евангелие от Филиппа также говорит нам о крещении во имя Иисуса (2:3:72)[29].

Свидетельство Киприана

 

Киприан писал о многих "еретиках" своего времени, которые крестили во имя Иисуса. Это противоречие свидетельствует о том, что многие служители, не отколовшиеся от Церкви, также крестили во имя Иисуса. Киприан не осуждал тех, кто крестил во имя Иисуса, но не считал крещение "еретиков" истинным только на том основании, что они совершают крещение во имя Иисуса.

Те, которые были не согласны с ним, понимали, какую власть имело имя Иисуса, если оно действовало даже на раскольников. Их твердая позиция показывает, насколько высоко многие чтили крещение во имя Иисуса даже в этот период отступничества и компромиссов. Обе противоборствующие стороны соглашались с тем, что крещение необходимо для прощения грехов и спасения, и каждый соглашался с тем, что крещение во имя Иисуса, когда оно совершалось повсеместно, было истинным.

В противовес Стефану, епископу Римскому, Киприан утверждал, что крещение, совершаемое еретиками, было недействительным. В письме к Юбаяну в 256 г. он выражает несогласие с учением о том, что "все, кто принял крещение где угодно и как угодно во имя Иисуса, получают благодать крещения" (Послания,72:16). Он спрашивает: "Могут ли те, которые приняли крещение от еретиков во имя Христа считать, что получили прощение грехов?" И отвечает: "Нет!" (72:17).

Киприан соглашался с тем, что Петр говорит о крещении во имя Иисуса в Деяниях Апостолов 2:38, но утверждал, что такое крещение применимо для евреев, поскольку они уже познали Отца (72:17). Язычников, которые не познали Отца, нельзя крестить "во имя Иисуса Христа", их следует крестить во имя Троицы (72:18). Киприан обвинял еретиков в том, что они не чтили должным образом имя Отца во время крещения (72:19). Некоторые полагают, что он не возражал, если кто-то принимал в церкви крещение во имя Иисуса, будучи уже верующим и поклоняющимся Отцу должным образом, как это делали христиане в Деяниях Апостолов.

Среди писем Киприану мы находим письмо, написанное Фирмилианом, епископом Кесарии Каппадокийской, в 256 г. В письме содержится критика на Стефана и цитата из его учения: "Имя Христа есть великое благословение веры и освящение крещения, так что кто бы, и где бы, и как бы ни был крещен во имя Христа, сразу же обретает Христову благодать" (74:18).

Киприан также критикует Стефана в письме к Помпею, говоря, что если Церковь не признает, что еретики получают Святого Духа во имя Иисуса, то она также не должна признавать истинным и крещение, которое они совершают во имя Иисуса". "Если они воздействие от крещения объясняют могуществом имени и считают всех, принявших крещение где и как попало во имя Иисуса Христа, возрожденными и освященными, то почему же они во имя того же Христа не возлагают руки на крещаемых для получения Духа Святого?" (73:5).

Трактат "О повторном крещении"

Трактат О повторном крещении написан неизвестным автором, вероятно епископом, жившим в III веке. Полемизируя с Киприаном, автор сообщает, что многие служители как вне, так и внутри Церкви продолжают крестить во имя Иисуса. В этом трактате рассматривается вопрос о том, что следует делать с людьми, "которые, хотя и крестились у еретиков, но всё же крестились во имя Господа нашего Иисуса Христа" и которые, отвергнув ересь, вернулись в лоно Церкви (1). Делается вывод, что повторное крещение необязательно: "Еретики, которые приняли водное крещение во имя Иисуса Христа, нуждаются только в крещении Духом Святым" (12). Трактат содержит несколько важных моментов. Во-первых, в нем содержится мощная поддержка "самого древнего обряда и традиции проповедников" (1); "благоугодного авторитета всех церквей" (2); "обряда, который заслужил наше почитание в течение такого долгого периода времени и благодаря таким великим людям" (6). Эти фразы указывают на то, что крещение во имя Иисуса практиковалось не только вне традиционной Церкви, но и то, что оно находило поддержку внутри самой Церкви.

Во-вторых, имя Иисуса имеет большое значение и воздействие. В Деяниях Апостолов 4:12 и в Послании к Филиппийцам 2:9-11 показано, что "имя Иисуса, произнесенное над любым человеком во время крещения... не дает ему ни малейшего преимущества для получения спасения" (6). Одно только произнесение имени Иисуса не дает спасения еретику, но если он исправляет свои ошибки, познает истину и принимает Святого Духа, тогда имя Иисуса становится для него действенным; тогда еретик не "теряет благословения имени Иисуса" (6). Фактически, крещение по Ефесянам 4:5 является крещением во имя Иисуса. "Когда Апостолы говорили, что существует только "одно крещение", они имели в виду продолжающееся благословение именем Иисуса, поскольку однажды призванное, оно не может быть отнято никем" (10).

Данный трактат утверждает, что крещение во имя Иисуса не противоречит Евангелию от Матфея 28:19. "Вы не должны думать, что наш Господь сказал нечто противоречащее данному повелению: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Потому что, хотя это поручение истинное и Церковь должна его выполнять во что бы то ни стало, более того, соблюдение его должно войти в привычку, однако нам не следует считать крещение во имя Иисуса тщетным, так как в имени этом благословение и сила, имени этому подчиняются все силы, даже если призывающий Его и не принадлежит Церкви... Поэтому имя Иисуса следует принять как безусловное начало таинства Господнего, общего для нас и для всех остальных, которым надлежит впоследствии исполниться всякой благодатью" (7). Непонятно, то ли автор считал, что можно применять обе формулы, как тринитарную, так и "во имя Иисуса"; то ли он считал, что благословение именем Иисуса более соответствует стихам из Евангелия от Матфея 28:19. Последнее предположение подтверждается высказыванием автора, что "благословение именем Иисуса" при крещении и есть то "единственное крещение", о котором говорится в Ефесянах 4:5 и которое "общее для нас и всех остальных".

Этот документ также сообщает, что не только еретики крестили во имя Господа Иисуса, но также многие евреи и язычники, уверовав как должно, принимали крещение подобным образом" (12).

Другие ссылки

Апостольские Постановления (или Постановления святых Апостолов) были написаны в IV веке или даже позже, но они содержат в себе положения более раннего периода времени. В них говорится о "каждом верном христианине, над которым призвано имя Господа нашего Иисуса Христа" (8:44). В конце этой работы добавлены Каноны Ипполита.[30]Канон 50 (более позднего происхождения) из собрания Дионисия свидетельствует о существовавшем противодействии крещению во имя Троицы и настаивает на троекратным погружении в воду во время крещения. "Если какой епископ или пресвитер совершает не три погружения одного посвящения, но одно погружение, даваемое в смерть Господню, да будет извергнут... Посему вы, о епископы, погружайте трижды: во имя Отца, Сына и Святого Духа". Видимо некоторые епископы и пресвитеры отказывались применять тринитарную формулы при крещении даже в IV веке.

Собрание сочинений Иоанна Дамаскина прибавляет ко всему этому осуждение модализма и неприятие идеи об "одном Боге с тремя именами". Очевидно, что предметом критики в данном случае является одно погружение при крещении во имя Иисуса Христа, которое, как считали, было характерно для модалистского учения о Боге. Отсюда следует, что споры относительно обряда крещения возникали из-за противоречий в учениях о Боге. Видимо те, кто отвергали триединство, отказывались крестить во имя Троицы и, защищая Божество Иисуса, продолжали крестить в Его имя.

Выводы

 

Крещение во имя Иисуса совершалось в апостольской церкви и в послеапостольский период. Имя Иисуса всё еще было включено в формулировку тринитарной формулы крещения, которая была введена в период греческих апологетов и стала применяться в начале раннего кафолического периода. Первые сторонники триединства в раннем кафолическом периоде, такие как Тертуллиан и Ориген, вообще опускали имя Иисуса при крещение, произнося лишь: Отец, Сын и Дух Святой.

Пастыри поместных церквей и простые христиане не могли так быстро поменять формулу крещения. Различные популярные работы, наряду с трактатом О повторном крещении, указывают на то, что в самом начале раннего кафолического периода крещение во имя Иисуса было доминирующим, а в конце этого периода, оно всё еще было очень популярным. Трактат О повторном крещении и противоречие, существующее между Киприаном и Стефаном, свидетельствуют о том, что как внутри традиционной Церкви, так и в отколовшихся её частях, всё еще практиковалось крещение во имя Иисуса на протяжении всего этого периода.

Ясно, что замена формулы крещения "во имя Иисуса" не произошла в течение одного дня. Даже тогда, когда богословы стали отстаивать тринитарную формулу крещения, они почтительно отдавали дань уважения первоначальной и еще популярной формуле крещения "во имя Иисуса". Постепенно, с течением времени учение о триединстве приобрело силу. Период, когда допускался компромисс и в Церкви применялись обе формулы крещения, сменился периодом, когда тринитарная формула крещения в конце концов заменила формулу крещения "во имя Иисуса".

Очевидно, движущей силой введения новой формулы было противоречие между разными учениями о Боге. Богословы триединства начали придавать особое значение крещению во имя Троицы, борясь с модализмом, а потом и с арианством. К концу этого периода тринитарная формула крещения стала доминирующей.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!