Эмоционально переживает и оценивает самого себя. Тем самым, помнению автора, несмотря на определенную взаимообусловленность,это принципиально разные структуры «Я».



Наиболее комплексное и максимально «удобное» с социально-психологической точки зрения видение проблемы структурныхсоставляющих «Я» представлено в концепции Р. Бернса (1986). Он

Предлагает рассматривать Я-концепцию как совокупность установок,направленных на самого себя. Соответственно трехкомпонентнойструктуре социальной установки в Я-концепции также выделяются

три составляющие:1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;

2) самооценка — аффективная оценка этого представления,обладающая различной степенью интенсивности в зависимости отуровня принятия тех или иных самохарактеристик;

Поведенческая реакция — те действия, которые вызываются

Образом «Я» и самооценкой1.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С.

32.

Каждый из этих трех установочных компонентов может бытьпредставлен, с точки зрения Р. Бернса, по крайней мере в трехмодальностях:реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с

Актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны смнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-

Других»);идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны спредставлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).

Иными словами, Я-концепция используется Р. Бернсом каксобирательный термин для обозначения всей совокупностипредставлений человека о себе, и итоговая структура Я-концепциивыглядит следующим образом (рис. ):(Рис. Из Бернса — с. 62)Рассмотрим последовательно все три основных составляющих Я-

Концепции как установочной структуры.Когнитивный аспект Я-концепции. Как правило, когнитивные

Структуры нашего «Я» (или Я-репрезентации) отражают основныехарактеристики нашего привычного самовосприятия. По сути, этосамоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые

Ролевые, атрибутивные или же статусные характеристики, которые,как справедливо замечает Р. Бернс, «можно перечислять добесконечности»1. Одни из них являются более важными и более тесно

Связаны с поведением, чем другие; некоторые являютсяпозитивными, некоторые же негативными; одни имеют отношение кактуальному опыту индивида, другие, напротив, связаны с прошлымопытом.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С.33.Наиболее очевидные различия среди Я-репрезентацийнаблюдаются в отношении их важности, или центральности.Некоторые представления о себе являются как бы сердцевиной Я-концепции, в то время как другие выступают как периферийные.

Центральные представления обычно более хорошо проработаны иболее интенсивно воздействуют на социальное поведение человека.Необходимо отметить еще одну важную характернистику Я-

Репрезентаций — они могут быть как позитивными, так инегативными. В большинстве работ авторы фокусируют свое вниманиена позитивных Я-репрезентациях, вместе с тем негативные Я-

Представления, являющиеся едва ли не более интересными дляисследования, изучены значительно меньше. Так, Дж. Бином былопостулировано, что депрессивные личности несут в себе некоторые

Депрессивные Я-схемы, которые искажают адекватное восприятиесебя. Л. Кахль и другие также пишут о негативизме депрессивныхличностей, который распространяется на все аспекты их

Информационных процессов, включая процессы самовосприятия.Однако в настоящее время исследователи не пришли к единомумнению о том, является ли этот негативизм в отношении себя

функцией некоторой постоянной «неправильной» схемы, или жемышление депрессивных личностей представляет безусловно точноеотражение их жизненного опыта [Beane L. et al., 1980; Kahle L.,

1980].Аффективный аспект Я-концепции. Когнитивная составляющая Я-концепции не воспринимается человеком нейтрально, а всегдапробуждает те или иные чувства и оценки, интенсивность которых

Может варьировать в зависимости от социального контекста и отсамого когнитивного содержания1. Традиционно эта составляющаянашего «Я» обозначалась концептом «самооценка», но в последнее

Время он все чаще сосуществует с таким понятием как«самоотношение».1 Очевидно, что когнитивные и аффективные структуры Я-концепции тесно взаимосвязанны. Так, например, если культурные

Различия порождают различные когнитивные содержания нашего «Я»,они могут также порождать и различия в эмоциональном отношении ксебе. Исследования Х. Маркус и Т. Китаямы показывают, что


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!