Стремление запугать (как правило, плохо осознаваемая
Человеком цель, выражающаяся в слабоконтролируемом поведении,
Когда все остальные стратегии не привели к успеху).
Иными словами, поведенческая составляющая нашей Я-
Концепции, выражающаяся в самопрезентациях, в целом направлена
На подтверждение ее когнитивных и аффективных структур.
Изменчивость и стабильность Я-концепции
Развитие представлений о многообразии структурных
Компонентов Я-концепции, за которым, безусловно, лежало не
Только разнообразие оснований их выделения и упорное нежелание
Исследователей «Я» действовать согласно известному принципу
Оккама и не умножать сущности сверх необходимого, но и
Принципиальная множественность самой этой психологической
Реальности, закономерно обратило исследователей к проблеме
Изменчивости/стабильности Я-концепции1. В самом деле: если наше
«Я» столь разнообразно и многолико, то в чем можно найти
Основания известного чувства самотождественности, благодаря
Которому мы, несмотря на все изменения содержания наших
Представлений о себе и разные «фокусы самоанализа», все же
сохраняем ощущение, что «все те же мы…»? Если наше «Я» столь
«отзывчиво» на чужие мнения и оценки, столь «растворено» в
Социокультурных особенностях нашего бытия, то что же заставляет
Нас сохранять известное чувство личностной целостности?
|
|
Говоря о проблеме изменчивости/стабильности Я-концепции мы
Имеем в виду ее динамику только во взрослом возрасте. Проблема
Возрастной изменчивости Я-представлений, особенно в том, что
Касается детства и отрочества, является достаточно традиционным
Сюжетом психологии развития, и в рамках последней накоплен
Довольно обширный эмпирический материал по ее изучению. Так, в
Целом отмечается, что сложность и дифференцированность Я-
Концепции являются функцией от уровня развития познавательных
Способностей и характера социального опыта ребенка на каждом
Этапе развития. Например, в известном исследовании Д. Харта и У.
Дамона было показано, что от младшешкольного к старшешкольному
Возрасту дети меняли свой способ самооценивания: от обращения к
Физическим качествам («Я маленький») к качествам активности («Я
Хорошо плаваю»), затем к социальным качествам («Я нравлюсь
Окружающим») и, наконец, к психологическим качествам («Я обладаю
таким-то характером») [по Philipchalk R., 1995].
Исторически для социальной психологии личности проблема
Изменчивости/стабильности Я-представлений выступала прежде всего
|
|
Как проблема соотношения социально-ролевых и собственно
Персонологических самохарактеристик1. Множественность социальных
Принадлежностей человека, отраженная в ролевом репертуаре
Личности, должна была быть соотнесена с известной целостностью
Личности, с тем внутренним чувством самотождественности, которое
Субъективно и создает наше настоящее «Я».
В отличие, например, от общей психологии, для которой
Характерным было выделение в проблеме изменчивости/стабильности
«Я» двух планов: онтогенетического и функционального. В
Онтогенетическом плане появление устойчивой Я-концепции
Оказывается возможным лишь при достижении определенной
Личностной зрелости, выражающейся в активном и осознанном
Включении индивида в формирование своей личности. Функционально
Же устойчивое «Я» противопоставляется динамическому с точки
зрения своей «истинности» [Чеснокова И.И., 1977].
Подробный анализ подобного ракурса данной проблемы можно
Найти в работах И. С. Кона (1984, 1988, 2000). Он отмечает
Относительность понятия «истинности» в применении к «Я».
|
|
Противопоставление неизменного, «подлинного» Я череде быстро
Меняющихся «неподлинных» ролевых масок часто оказывается
Иллюзорным: психологическая сила маски заключается в том, что
Она всегда обозначает реальное поведение, выражена в действии, в
Отношениях с другими людьми, и в этом смысле, как справедливо
Отмечает И. С. Кон, всегда подлинна. В то же время «истинное» Я
может быть лишь продуктом собственного воображения человека [Кон
И.С., 1984].
Для доказательства этого положения автор подробно
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!