Останавливается на философских истоках идеи множественности «Я».



Как отмечается, в их основе лежит экзистенциальная трактовка

«Я», противостоящая его овеществлению, что отражает определенные

Реальные процессы в современном обществе. А именно, согласно И.

С. Кону, множественность «Я», понимаемая современной психологией

Не только как смена различных ролей, но как постоянная

Многомерность, децентрация «самости», обусловлена, во-первых,

«наличием у человека чувства исторической и психологической

Разобщенности», а во-вторых, «появлением множества новых

Культурных символов, общих для всего человечества»

1.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,

С. 144.

Представляется, что именно данное многообразие ролевых

Позиций, множественность «Я» формирует у современного человека

Новые социогенные потребности, а именно повышенную потребность в

Самоидентичности, стремление к самотождественности1. Наличие

Множественных представлений о себе необходимо требует их

Определенной гармонизации, хотя бы в целях редукции

Неопределенности. Но реализация этой потребности может иметь

Лишь относительный характер, ведь любое развитие, в том числе

Развитие самосознания, предполагает известную неопределенность,

А потому сама целостность «Я» может существовать лишь в

Некоторой бинарной оппозиции («Я — не Я», «Я — Мы» и т.п.).

Заметим, далеко не всегда проблема множественных Я-

Представлений является, так сказать, проблемой. Например, в

Некоторых отечественных общепсихологических работах проблема

Изменчивости/устойчивости «Я» решается с общеметодологических

Позиций концепции С. Л. Рубинштейна, в частности — на основе

Принципа внутренних противоречий. Развивая эту точку зрения, К.

С. Абульханова-Славская, например, отмечает, что «объективно

Личность принадлежит к множеству различных систем отношений, но

субъективно воссоздает через них свою целостность» [Абульханова-

Славская К. С., с. 98]. При таком подходе вопрос о потенциальной

Противоречивости множественного «Я» просто не встает, впрочем

Как и вопрос о психологических следствиях данной

Противоречивости: все это объявляется качествами, имманентно

Присущими человеку.

Итак, социально-психологическое понимание «Я» как заданного

И осознаваемого только в контексте какого-либо отношения,

Естественно вытекающее из признания социальной природы

Самопредставлений, заставляет мыслить содержание этого «Я»

Весьма пластичным, изменяющимся в соответствии с характером

Данных отношений. Закономерным следствием такой точки зрения

Стал вопрос о том, не теряется ли во всем этом многообразии «Я»

Собственно сам предмет изучения, то самое «подлинное»,

«истинное», «настоящее» «Я», которое лежит в основе осознания

Себя как некоторого единства? Иными словами — где границы

Изменчивости «Я»?

Современные попытки ответов на эти вопросы во многом

Оказались связаны с введением в активный научный обиход понятия

«возможного Я».

Исходно обращение к концепту «возможное Я» было предпринято

В рамках анализа структуры Я-концепции как целостного

Образования. Накопившееся в различных теоретических и

Эмпирических исследованиях разнообразие «всяких Я» с

Необходимостью приводило к задаче их какой-либо «организации».

Наиболее простым решением представлялось обращение к идее

многоуровневого строения [подобный подход представлен в самых

разных концепциях; см., например, Rosenberg M., Kaplan G., 1982;

Столин В. В., 1984; Бернс Р., 1986].

Согласно М. Розенберг и Г. Каплан, существуют различные «

Планы функционирования» Я-концепции (план реальности, план

Фантазии, план будущего и пр., в том числе и план возможности),

Задающие многоуровневость Я-концепции. Подобная многоуровневость

Такова как с точки зрения ее «объективного» строения, так и с

Точки зрения «субъективного» существования. «Возможное Я»,

Соответствующее плану возможностей, суть представление человека

О том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному

Я», определенному социальными нормативами и долженствованиями,

Ибо включает в себя негативные самохарактеристики. Оно отлично


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!