Наши идеалы, связанные с другими, отражающие то, что



Другие, по нашему мнению хотят от нас.

Таким образом, «проводники Я» как бы выходят за границы Я-

Концепции. Тип противоречия между этими двумя конструктами

Определяет тип эмоционального дискомфорта. Если противоречие

Возникает между Я-концепцией и «долженствованиями», то

Результатом будет тревожное состояние, если же основное

Противоречие лежит между Я-концепцией и идеалами (нашими

Собственными или идеалами других), то результатом будут

Депрессивные состояния. На сегодняшний день получен целый ряд

Экспериментальных подтверждений большинства положений Т.

Хиггинса, в результате чего данная концепция активно

Используется не только в социально-психологическом, но и

Клиническом анализе личности.

Временные аспекты Я-концепции

Введение в активный научный обиход понятия «возможного Я»,

Отражающее общую тенденцию современного гуманитарного знания —

Выделение потенциальности как отличительной черты человеческого,

Личностного вообще, расставило новые акценты в достаточно

Традиционной для психологии «Я» проблематике, связанной с

Временными аспектами Я-представлений.

Предположения о наличии в структуре Я-концепции

Определенных временных «модусов» являются, по сути, столь же

Традиционными для психологических исследований личности, сколь и

Вся данная проблематика в целом. Начиная с классических работ У.

Джемса в понятие Я-концепции закладывалось не только актуальное

Самопредставление, но и то, как сам индивид оценивает

Возможности своего развития в будущем, ибо именно идея

Актуализации идеального Я (которое по определению отнесено в

Будущее) было положено данным автором в основу самооценки как

одной из фундаментальных составляющих Я-концепции [Джемс У.,

1991]. На протяжение последующего столетия, т.е. фактически за

Все время активного эмпирического освоения проблематики Я-

Концепции, идея субъективной «временной развертки»

Самопредставлений оставалась некоторой константой при том, что

Разные авторы обращались к ней в различных контекстах. Не

Претендуя на исчерпывающую полноту анализа, попробуем

Представить сложившуюся палитру взглядов.

Во-первых, идея «времени Я-концепции» явно или неявно

Присутствовала и присутствует при анализе возможных факторов

Формирования представлений о себе — в зависимости от конкретных

Теоретических пристрастий исследователей менялись лишь акценты.

Так, если основное внимание уделялось активности, субъектности

Человека в построении системы Я-представлений, то акцент

Ставился на соотношении реального и обращенного в будущее

Идеального «Я» как основного фактора формирования Я-концепции.

Если же преобладала идея социальной обусловленности

Представлений человека о себе и соответственно формирование Я-

Концепции связывалось с интериоризацией социальных оценок, то

Акцент ставился на «идущие из прошлого» Я-образы — родительские

Идентификационные модели (в психоаналитических концепциях),

Фиксированные в раннем детстве Эго-состояния (в транзактном

Анализе), «значимых Других» (в символическом интеракционизме).

Если же процесс формирования Я-концепции рассматривался через

Призму идентичности, то основное внимание уделялось

Представлениям человека о своем ближайшем социальном будущем,

Как, например, желание обретения позитивной социальной

Идентичности — в концепциях А. Тэшфела и Дж. Тернера1.

Анализу проблемы социальной идентичности личности будет

Посвящена следующая глава пособия.

Во-вторых, многие исследователи обращались и обращаются к

Идее актуализации того или иного временного «модуса» Я-концепции

При анализе мотивации. Помимо теорий, подчеркивающих

«опосредованное» влияние ракурса индивидуального самовосприятия

На поведение (например, феноменалистского подхода к Я-

Концепции), сегодня в ряде исследований отмечается и

Экспериментально подтверждается роль «прошлых» и «будущих»

Образов «Я» как непосредственных мотивационных составляющих


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!