Специфику доминирующих верований, и в конечном счете



Обусловливают эффективность той или иной модели культуры. В этом

Смысле интересна не сама по себе культуральная обусловленность

Возможных социальных и персональных Я, а ее связь с реальными

Групповыми процессами.

Как и всякая развернутая теоретическая концепция, концепция

М. Синнирелла порождает новые вопросы. Всегда ли, например,

Совпадает временная ориентация «возможного Я» и возможной

Социальной идентичности? Очевидно, что не всегда — достаточно

Представить себе ситуацию включения субъекта (индивида или

Группы) коллективистической культуры в культуру

Индивидуалистическую. Как разрешается на индивидном и групповом

Уровне этот конфликт? Всегда ли распространяющая нежелательное

Содержание возможного социального «Я» аут-группа будет

Дискредитироваться?

Наконец как влияет реальность множественной

Идентичности современного человека на согласованность различных

Компонентов «возможных Я»? Иначе — каким образом интерференция

Различных групповых стандартов (норм, стереотипов, прототипов),

В «поле» влияния которых оказывается человек в силу

Принадлежности к огромному числу больших и малых социальных

Групп, обусловливает выбор им той или иной временной ориентации?

Обоснованность подобного рода сомнения подтверждается,

Например, исследованиями В. Сванна и М. Банаджи, посвященными

вопросам самоценности в условиях социального сравнения [Swann W.

B., 1987, 1992; Banaji M. R., Prentice D. A., 1994]. Отмеченная

В них тенденция к равноправному подтверждению позитивных и

Негативных взглядов на себя заставляет говорить о преобладающем

Стремлении к поддержанию стабильной Я-концепции в целом.

Подводя итог вышесказанному, можно видеть, что своего рода

Общей линией в развитии исследовательских подходов к анализу

Различных аспектов Я-концепции был все больший переход от

Представлений об их структурно-функциональной определенности к

Идеям их динамической изменчивости и неопределенности. В итоге,

Например, «Я-во-времени» оказалось связано, с одной стороны, с

Рефлексией своей нереализованности/потенциальной осуществимости

(«возможное Я»), а с другой — с множественной идентичностью.

Литература для чтения

Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и

Идентичности//Мир психологии, 1999. № 3. С. 140–147.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С.

30–66, 225–245.

Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,

С. 158–170, 232–268.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 64–98.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.

СПб., 2000. С. 219–240.

Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.

 

12.

Теория психосоциального развития личности э. Эриксона

Эго-психология Э. Эриксона

Американский психолог Э. Эриксон (1902—1994) известен как представитель направления эго - психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида.

С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных культурах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (например, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться. Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее — рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По-новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли избранные методы исследования.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!