Взаимодействий для построения Я-концепции: наиболее важнымисточником информации для построения Я-концепции, согласнополученным ими результатам, являются взаимодействия, которые



включают конфликт или несогласие [Duval Sh., Wicklund R., 1972].12.2. Структурные компоненты Я-концепцииНесмотря на длительную историю изучения преимущественно вобщей и возрастной психологии, социально-психологический подходк проблеме «Я» оформился относительно недавно. На рубеже 60–70-хгодов, в основном в рамках когнитивистской ориентации, начинаетскладываться определенная тенденция в понимании проблемкатегории «Я», главным предметом изучения которой, невзирая навсе многообразие конкретных теорий, становятся рациональныекомпоненты «Я». Термин «Я-концепция» обязан своим возникновениемименно этой тенденции. Весьма примечательна дискуссия, котораявелась на начальном этапе становления данной проблематики. Так,

В зависимости от понимания соотношения двух основных понятий,традиционных для психологии «Я», Ego и Self, выделились триподхода. Исследователи, примыкающие к первому из них, утверждали

Принципиальное различие Ego и Self. Ego, по их мнению,представляет собой «Я» как процесс, активное «Я». Основными егофункциями для личности являются действия по адаптации и защите.

В свою очередь Self рассматривалось как пассивное «Я», «Я» какобъект, то, что человек думает о себе, о своих чувствах,оценках, стремлениях.Представители второго подхода рассматривали «Я» как объект

Познания, как то, на что направлена деятельность различныхпсихических механизмов, в том числе адаптационных и защитных. Сих точки зрения, принципиальные различия Ego и Self отсутствуют.

Для представителей третьего подхода было характерноинверсионное понимание соотношения Ego и Self: первое, с ихточки зрения, означало рефлексивные аспекты «Я», а второе — егоактивную сторону [по L’Ecuyer R., 1981].Характерной чертой данного этапа социально-психологическихисследований «Я» был интерес к структурным компонентам «Я» ипроцессу их формирования. Общее для всего когнитивистскогоподхода обращение к идее категоризации с необходимостью привелок возникновению множества теорий, в центре которых стоялипроблемы рефлексивного «Я». Анализ структурных компонентов «Я»велся по самым разным основаниям. Они могли отражать:

1) различные уровни объективированности тех или иных Я-представлений (реальное, идеальное, должное, желаемое «Я» и т.д.);2) его возможные изменения (устойчивое и гибкое «Я» ит.п.);

Различные фокусы субъективного внимания (физическое исоциальное «Я», осознанное и неосознанное, подлинное и ложное).В каждой отдельной концепции нередко происходило совмещение

разных оснований. Таково, например, соматическое, рецептивное,конструктивное и интроективное «Я» у Т. Сарбина; физическое,концептуальное, активное и ценностное «Я» у Э. Симмонса;

перцептивное и концептуальное «Я» Ф. Сьюпера [по L’Ecuyer R.,1981].Параллельно с интересом к рациональным структурам «Я»наметилась тенденция к рассмотрению его эмоциональных аспектов.

Исходно ее возникновение было связано с исследованиями дихотомии«Я» — «не Я»1. При изучении процессов отделения и утверждения «Я»оказалось необходимым ввести не только понятия когнитивной

Дифференциации, но и аффективной оппозиции. В качестве одного изфакторов формирования «Я» все чаще стали выделять реальныйконфликт между внутренней аффективной динамикой и социальными

требованиями, между личностной активностью и межличностнымиотношениям2 [по Бернс Р., 1986].

Степень близости образов «Я» и «Другого» явилась предметомисследования для польского психолога Я. Рейковского (1981).Исходя из того факта, что практически все измерения, которыеприменяются для самоопределения, используются и для определениядругих, он приходит к выводу, что субъективная граница между «Я»и «не-Я» довольно нечеткая, и, следовательно, люди различаются

По тому расстоянию, которое разделяет в их семантическомпространстве понятия «Я» и «Другой». Именно величина этогорасстояния и определяет, согласно Я. Рейковскому, степеньвключенности нашего «Я» в события, происходящие с другимилюдьми, и, соответственно, сама структура «Я» стимулирует

Просоциальное поведение по отношению к людям, близким нашему«Я», и наоборот.2 Заметим, что очевидным следствием этой тенденции стал всебольший акцент на социальных компонентах «Я», несмотря на всеразличия в смыслах, которые разные исследователи вкладывали вэто понятие: «Я» как система ролей, «Я» как сумма идентификацийи т.д.История утверждения традиции выделения не толькокогнитивных, но и аффективных структур «Я» в социальнойпсихологии была достаточно непоследовательна. Так, иногдаотдавали приоритет когнитивным компонентам, фактически сводя

Эмоциональные структуры «Я» к когнитивным, либо подчеркивалипримат аффективных образований в «Я». Однако на сегодняшний деньбольшинство исследователей все же склонны отводить когнитивным и

аффективным аспектам «Я» роль самостоятельных, хотя и тесновзаимосвязанных структурных компонентов [L’Ecuyer R., 1981;Piolat M., 1999].Типичным примером подобного подхода является концепция Дж.Бине, который считает необходимым разделить Я-концепцию исамооценку. Я-концепция определяется им как восприятие себя втерминах личной атрибуции и различных ролей. Так, например,

Ребенок может участвовать в социальных отношениях как сын илидочь, как брат или сестра, как партнер по играм, как учащийся ит.д. При этом в каждой роли индивид получает и интернализуетобратную связь о природе и качестве своей роли. Таким образом,восприятие себя человеком будет развиваться от простого ролевогоопределения до восприятия качества ролевого исполнения. Вместе стем самооценка определяется Дж. Бине как ценностнаяхарактеристика, имеющая отношение к личной довлетворенностиролью и качеством ее исполнения в той или иной ситуации. Каквидно, в этом подходе когнитивные и оценочные характеристикитесно связаны между собой, и единственный вопрос заключается втом, является ли Я-концепция чисто когнитивным образованием врамках более общего процесса самовосприятия или же Я-концепцияявляется структурой, в которую входят как когнитивные

Представления индивида о себе, так и самооценка.Примером точки зрения, жестко дифференцирующей когнитивныйи аффективный аспекты «Я», является подход С. Эпштейна. Онсчитает, что в концептуальном плане в Я-концепции можно выделитьдва аспекта: преимущественно когнитивный и преимущественноаффективный. Когнитивный аспект представляет собой наивнуютеорию, которую человек развивает по отношению к себе. Такая Я-концепция, более или менее организованная, внутреннесогласованная и относительно стабильная, служит, по мнению С.Эпштейна, важным средством для понимания субъектом самого себя исвоих отношений с окружающими. Аффективный аспект соответствуетсамопринятию, самоуважению и отражает то, как субъект относится,


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!