Социального взаимодействия.Если же вернуться к вопросу о факторах формирования Я-
Концепции, то сегодня, помимо устоявшихся представлений о еесоциокультурной обусловленности1, о зависимости от характерамежличностных отношений в микросоциальном окружении2 и т.п., все
Большее внимание уделяется более детальному анализу соотношения«внешних» и «внутренних» детерминант в процессе становления иразвития «Я». (Очевидно, что в основном эта линия представлена вконцепциях исходно когнитивистской ориентации.) Так, в целомвыделяется пять групп факторов, влияющих на представлениечеловека о самом себе:1 Напомним здесь о «взаимозависимом» и «независимом» Яколлективистических и индивидуалистических культур,рассмотренных во второй части работы.2 В главе, посвященной институциональному уровню социальноговлияния мы уже останавливались на этом, говоря о значении стилявоспитания в семье для формирования самооценки и самопринятия.степень согласованности «внешней», социальной, оценки исамооценки;субъективная значимость Я-представлений, которыезатрагивает «внешняя» оценка;степень доверия человека к субъекту оценочной по отношениюк нему информации (данный параметр лишь частично «покрывается»
понятием референтности);субъективно оцениваемая модальность «внешней» оценки;
частотность (повторяемость) той или иной модальности«внешней» оценки [Gergen K. J., 1971].
Нетрудно видеть, что, с точки зрения К. Гергена, второй итретий факторы представляют собой «внутренний» полюсдетерминант, четвертый и пятый — «внешний», а первый отражает
|
|
Процесс их взаимоотношения.Дальнейшие возможности развития «Я» могут быть рассмотрены
При этом в контексте идей когнитивного диссонанса:несоответствие между имеющимся представлением о себе и другойкогницией или действием «запускает» процесс редукции диссонанса,опосредованный общим уровнем самооценки. Возможные стратегииэтой редукции рассматриваются уже как ведущие механизмыформирования «Я» для людей с теми или иными особенностями Я-концепции. Так, К. Герген выделяет три таких стратегии.1. Обесценивание негативной обратной связи. В условияхэксперимента респонденты с низким уровнем самооценки исамоуважения в случае рассогласования «внешних» оценок ипредставлений о себе предпочитали дискредитировать источникинформации.
Подкрепление значимой части Я-концепции. Если тем жереспондентам сразу после получения негативной «внешней» оценкипредоставляли возможность выбора области, в которой они желали
Бы получить обратную связь, то они предпочитали выбрать ту, вкоторой их представления о себе носили позитивный характер,причем это было нехарактерно для респондентов с высокойсамооценкой и самоуважением.3. Игнорирование информации и/или изменение Я-концепции. Вслучае рассогласования «внешней» оценки и системы представленийо себе респонденты с высоким уровнем самооценки и самоуваженияили просто не перерабатывали новую информацию о себе (обладая
|
|
Значимо большим количеством самохарактеристик по сравнению среспондентами с низкой самооценкой, они имели достаточнооснований для поддержания имеющегося образа «Я», живя по
известному принципу «зато мы делаем ракеты…»), или же изменялипредставление о себе, включая в него новые элементы.Итак, для социально-психологического анализа Я-концепции
Центральным традиционно является акцент на процессе социальноговзаимодействия, причем Я-концепция не только формируется под егоопределяющим влиянием, но и проявляется, реализуется, т.е.
Существует лишь в социальном взаимодействии. Это взаимодействиеможет быть реальным или символическим, иметь ту или иную степеньсубъективной значимости для человека, строиться конфликтно илине нести в себе каких-либо противоречий1. В любом случаесоциальные взаимодействия определяют наши представления о себе,а сложившаяся в итоге Я-концепция обусловливает характер
Дальнейших взаимодействий человека со своим социальнымокружением.1 В работах Ш. Дювал и Р. Викланда уже достаточно давно былапоказана соотносительная значимость разных типов социальных
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!