Понятие о таинстве Крещения. Установление.



Таинство Крещения - это Таинство, которое восполняет ущербность человеческого рождения. Человек рождается для внешнего мира, но духовно мертв.

В крещении человек рождается духовно и, благодаря этому, может войти в Царство Божие.

 

“Крещение есть Таинство, в котором человек, при троекратном погружении в воду с призыванием имени Отца и Сына и Святаго Духа, умирает для жизни плотской и греховной и возрождается для жизни духовной и святой”. Исчезают препятствия, и человек становится способен к духовному росту.

 

Установление Таинства Крещения

 

Ветхозаветные прообразы Крещения:

 

•   Переход через Чермное море - израильтяне освободились от рабства. В Таинстве Крещения мы действительно освобождаемся от рабства. Там от рабства фараонова, здесь от власти диавола.

•   Обрезание – в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11). Обрезание - это знак верности истинному Богу, поэтому и мы на себя принимаем знак верности истинному Богу через Крещение.

•   Переход через Иордан - Израиль перешел по суху и попал в землю обетованную. Так и наше крещение является неким порогом переступая через который человек попадает в Царство Небесное.

 

А в Евангелии мы имеем прямые новозаветные указания на установление этого таинства. И здесь имеются свидетельства двух типов - одни предуготовительные, другие установительные.

Не во всех таинствах мы можем наблюдать подобные свидетельства.

 

Предуготовительные:

•   Беседа Христа с Никодимом

 

Ин. 3:1-13: Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?

 

Никодим говорит: “Ты Учитель, посланный нам от Бога”, и Христос отвечает не на его вопрос - “кто не родится свыше, не сможет увидеть Царствие Божие”. Никодим говорит об одном, А Христос сразу знает о чем надо с этим человеком поговорить, сразу же начинает по делу и поднимает тему рождения свыше. “Ты не поймешь до конца эту идею”. Здесь Христос говорит о том что необходимо родиться свыше, но не раскрывает смысл.

 

Установительные:

 

Мк 16:16: И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Необходимость апостольской проповеди

 

Мф 28:19:Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и СвятагоДуха,уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

 

Эта цитата главнее - здесь Христос говорит более конкретно - научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св. Духа - здесь он произносит краткий символ веры, как необходимый элемент крещального чина.

 

Дальше мы видим практику применения установительных слов в истории и она отражена в книге деяний апостольских.

Когда мы открываем

 Деян 2:38:Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.

 

 находим там интересную деталь - крещение во имя Иисуса Христа. Только что Иисус сказал крестить во имя Отца, Сына, Св.Духа, а тут крестят во имя Христа. Почему?

Первая деталь: описывается не практика крещения ап Петра, а его проповедь, где он призывает веровать во Иисуса Христа - для иудеев это было камнем преткновения и соблазнов. Если они веровали, что Он есть Мессия, тогда они приступали ко Крещению и уже тогда познавали тайну троичности Бога.

 

Деян. 8:38: Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

Крещение диаконом Филиппом - не священником. Он крестит евнуха ефиопской царицы Кондакии.

Здесь та же самая проблема - Филипп доносит ему весть об Иисусе - и когда филипп говорит что да верую что иисус есть Сын Божий ( то есть переступает через тот самый камень преткновения) тогда он сказал что да, сойдем и будем креститься.

 

Деян. 10:44-48: Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

 

Петр проповедует Корнилию и всему его дому, и во время проповеди Дух Святый сошел на слушающих, после этого Петр всех крестил.

 

Аналогичный фрагмент

 Деян. 16:14-15: И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.

 - крещение Лидии и всех домашних ее

 

Мы видим что таинство совершаются и апостолами из числа 12, и из числа 70ти

С тех пор Крещение в качестве основы своей крещальной формы имеют исповедание веры в Пресвятую Троицу и в воплощение Сына Божия

 

Таинство Крещения прописано в Дидахе

В IV-V вв - создается ощущение что чин сложился уже в это время

 

Видимая сторона Крещения.

Видимая сторона таинства Крещения

 

Крещение - βαπτισμός

Это слово означает “погружение”, в слав языках слово крещение означает взятие на себя креста, а не погружение.

Условия действительности таинств

Законный совершитель - таинство совершается пресвитером, но это одно из таинств Церкви которое в критической ситуации может совершать и диакон и мирянин - если он сам является крещеным и верующим человеком.

 

В отношении вещества Таинства - из Евангелия следует что этим веществом должна быть вода. Почему вода? Она имеет по своему замыслу очистительное свойство - это самый универсальный растворитель который существует в мире.

Первая земля создана из воды, человек рождается из воды, вода является первооснова мира - и Господь спасая мир освящает воду.

Освященная вода приобретает благодатные свойства

 

Способ должен соответствовать названию - погружению

Почему необходимо погружение - потому что Крещение символизирует трехдневное погребение Христа, нахождение под поверхностью символизирует смерть

Это соотносится с древним представлением о смерти

В Дидахенаписано что человека нужно крестить в живой воде - то есть реке или проточной воде

Если нет живой воды - в мертвой - стоячей

Если нет возможности погрузить человека - можно его облить

Если же и такой возможности нет - то допускается окропление

 

То есть и в раннехристианских памятниках были прописаны случаи снисхождения к условиям

 

Статья о клиниках

Те больные которые принимают Крещение на смертном одре - проблема в том, что делать если они в результате Крещения выздоровят

Κλυνη - ложе

Если они выздоравливали, то 12 правилом неокесарийского собора их было запрещено рукополагать в священный сан

Причина - они сознательно откладывали святое крещение до смертного часа - духовное лукавство

 

Третий момент - тайносовершительные слова или молитвы

Крещается раб Божий (имя) во имя Отца (погружение), Сына (погружение) и Святаго Духа (третье погружение) - все это соотв Мф 28:19

 

Апостольское правило 49

Запрещение касаемо способа произнесения слов - если кто будет креститься не во имя св троицы, того крещение не будет действительно, а священник извергается из сана

 

Свт Афанасий Александрийский - “кто отделит что-либо от Троицы, и крещается в единое имя Отца, или в единое имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не получает… ибо достижение в Троице”

 

 

Невидимые действия Крещения.

Невидимая сторона таинства Крещения выражена в самом Символе Веры - едино крещение во оставление грехов

То есть прежде всего таинство К. Совершается во оставление грехов

У каждого священнодействия есть три аспекта - очистительный, освятительный и личностный.

Они присутствуют и в таинстве Крещения —

1) мы говорим о личных грехах и о первородных;

2) в таинстве Крещения мы причащаемся благодати Божией - это символизируется белыми одеждами.

3) Личностный момент - усыновление Богу

 

К сожалению в современном богословии таинство Крещения в основном рассматривается в аспекте приобретения благодати

 

Что такое освобождение от первородного греха?

Эта идея идет сквозной нитью через все упоминания таинства крещения.

В ранних христианских текстах это обозначается емким понятием αμαρτια

Это не просто личный грех, а греховное состояние, которое человек воспринимает в силу личных грехов или перв греха

В чем сущность первородного греха?

5 признаков, существенных два:

1. Отпадение от Бога.

2. Порабощение дьяволу.

 

Последствия:

1. Повдреждение образа Божия.

2. Повредилась природа.

3. Повредилось отношение с миром.

 

Крещение избавляет человека от первых двух пунктов

 

Остальные остаются.

Для чего?

Григорий Палама писал, что у человека остается поврежденная природа, чтобы человек восстанавливая ее, доказывал свою верность Богу (цитата позже).

 

В чинопоследовании Таинства отражена эта мысль об отпадении от дьявола и прелеплению Богу.

Это яркий момент, когда крещаемый дует и плюет в сторону дьявола и затем сочетается Богу.

Затем погружается в воду.

Это и есть избавление от первородного греха по сути.

 

Перестановка духовных сил - до Крещения дьявол господствует в человеке а Бог извне помогает человек, а после - Бог входит в сердце человека, а дьявол взаимодействует снаружи.

 

Блж. Диадох:

 

“До святого Крещения благодать совне предрасполагает душу к добру, а сатана скрывается в глубинах ее, пытаясь заградить все правые исходы ума, но с того самого часа, в который возрождаемся, демон выходит наружу, а благодать (входит — прим. пер.) во внутрь. Отсюда находим, что как прежде господствовало над душою обольщение, так после Крещения господствует над нею истина. Конечно, и после сего сатана действует на душу, как и прежде, и часто даже хуже, но не как соприсутствующий благодати — да не будет, но как бы коптя ум, посредством мокроты тела, сладостью неразумных удовольствий". В купели Крещения, когда "многообразный змий банею нетления извергается из хранилищ ума", происходит также и очищение человеческого естества "от нечистоты, проистекающей от греха, но двойственность хотения нашего и теперь не изменяется в нас, и даже не препятствует демонам вести брань с нами или подсказывать обольстительные слова, дабы то, чего мы не сохранили, будучи в естественном состоянии, соблюли силою Божиею, взяв оружие правды”.

 

Бог не программирует человека в таинстве крещение на совершение исключительно добра - свобода сохраняется.

И это ощущение свободы может создать ощущение что крещения не было - потому что я так же могу грешить как и раньше.

 

Пр. Симеон Новый Богослов:

 

“В Божественном Крещении мы получаем отпущение прегрешений, освобождаемся от прародительской клятвы и освящаемся наитием Святого Духа”.

 

“освобождаемся от первоначального проклятия", "от прадедного падения", "происходит разрешение первого преступления" и т. д.

 

"Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего, но дарует нам свободу от тиранства диавола, который не может уже более против воли нашей властвовать над нами". В другом месте он писал об этом так: "Он дал им (людям) власть посредством Крещения становиться чадами Божиими, освободив их от тиранства диавола".

 

Святитель Григорий Палама:

 

 "Хотя через Божественное Крещение Господь нас и возродил и через благодать Святого Духа запечатлел в день Искупления, однако оставил еще иметь смертное и страстное тело, и хотя Он изгнал начальника зла из душ человеческих, однако допускает ему нападать изо вне, чтобы человек, обновленный, согласно Новому Завету, т. е. Евангелию Христову, живя в доброделании и покаянии, и презирая удовольствия жизни, перенося же страдания и закаляясь в нападениях врага, — уготовал себя в сем веке к вмещению нетления и оных будущих благ, которые будут соответствовать будущему веку".

 

Человек после Крещения напоминает православный храм который был возвращен батюшке после эпохи советской власти - покосившаяся крыша, разруха и тд. Надо восстанавливать. Это важная перестановка.

 

Крещение младенцев.

 

Следующий важный момент касаемый таинства Крещения – крещение младенцев.

В наше время бытует такая мысль, что крещение младенцев это достаточно позднее явление в христианстве.

 

Иустин Философ, начало II века:

 

“Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их ко Крещению”.

 

Ириней Лионский:

 

“Христос пришел спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев”.

 

Он указывает, что им необходимо освободиться от преступления Адамова.

 

Человек, по плотскому рождению от Адама сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения

 

Ориген:

 

“Церковь от апостолов приняла предание крестить младенцев”.

 

В толк на Лев: “Если хочешь слышать, как мыслили святые о сем (плотском — В.Л.) рождении, слыши Давида, который говорит: "в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мямати моя", — показывая, что всякая душа, рождающаяся во плоти, заражена скверною греха, ... поелику "никтоже чист будет от скверны, аще и един день житие его на земли". К сему можно присовокупить исследование того, почему, по заповеди Церкви, Крещение преподается и младенцам, когда Крещение преподается во отпущение грехов? Если бы ничего не было в младенцах такого, что бы требовало отпущения и прощения; то благодать Крещения казалась бы для них излишнею".

 

В толковании на Евангелие от Луки: "Младенцы крещаются во отпущение грехов. Каких грехов? или когда они согрешили? И каким образом может быть для них нужна купель Крещения, если не в том смысле, о котором мы только что сказали: "никтоже чист будет от скверны, аще и един день житие его на земли". И поскольку через Таинство Крещения очищаются скверны рождения, то крещаются и младенцы".

 

Киприан Карфагенский.

 

На поместном Карфагенском Соборе 252 г., проходившем под председательством св. Киприана Карфагенского, специально обсуждался вопрос о Крещении младенцев, при этом на Соборе не стоял вопрос о возможности или невозможности крестить младенцев, но о том, необходимо ли дожидаться восьмого дня для Крещения, по аналогии с ветхозаветным обрезанием, или же можно совершить его ранее на второй или третий день после рождения. Отцы Собора пришли к выводу, что нет необходимости ориентироваться на ветхозаветные предписания и потому Таинство может быть совершено в любой день после рождения. При этом было дано важное догматическое разъяснение, обосновывающее необходимость Крещения младенцев:

"Что касается младенцев, ... то все мы (участники Собора 252 г. — В.Л.) за лучшее признали не отказывать ни одному рожденному в милосердии и благодати Божией . ... И самая благодать, сообщаемая крещаемым, не изливается в большей или меньшей мере, смотря по возрасту принимающих.... Если и тяжким грешникам, которые прежде много грешили Богу, когда после этого уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется благодать Крещения; то тем более не должно возбранять ее младенцу, который, недавно родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедши от плоти Адама, принял (contraxit) заразу древней смерти (contagiummortisantiquae) через самое рождение. Для него тем удобнее приступать к принятию отпущения грехов, поскольку ему отпущаются не свои, а чужие грехи (nonpropriasedalienapeccata)". Из этого разъяснения понятно, что младенцы нуждаются в Крещении для очищения от скверны первородного греха и что сами лично они не участвовали в грехе Адама ("отпущаются не свои, а чужие грехи"). Для Отцов Собора сам факт омытия первородного греха в Таинстве Крещения не подлежит сомнению”.

 

Ареопагитикум:

 

Древность обычая крестить младенцев подтверждена Корпусом Ареопагитикум, где подробно изложено, при каких условиях возможно Крещение младенцев и их дальнейшее духовное возрастание. В сочинении "О Церковной иерархии" имеется такое важное суждение: "Божественные наставники наши сказали, и совершенно справедливо, что младенцы, если будут наставляемы в священном законе, достигнут святого состояния, не притыкаясь заблуждениями и отдаляясь от жизни, чуждой святыни. Это было в мысли наших божественных наставников, и потому им угодно было допускать к Крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Сего-то человека, когда он даст обещание руководить отрока в благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и священное исповедание; он не тайноводствует одного вместо другого, как говорят насмешники; поелику и восприемник не говорит: я произношу вместо младенца отречения и исповедание, но представляет самого младенца произносящим отречение и исповедание, и как бы так говорит: я даю обещание преподать этому младенцу Божественные наставления, когда он , пришедши в возраст, в состоянии будет понимать священное, чтобы он отвергся противника, и принял и исполнял Божественные повеления... Думаю, что нет ничего странного в том, что младенец допускается ко Крещению, имея такого вождя и руководителя, который преподаст ему наставление в божественных предметах и сохранит его безопасным от противных сил".

 

В IV в люди начинают креститься на смертном одре или откладывают крещение до смертного возраста. Это не имеет апостольского происхождения. Причина - в Церковь приходит масса людей слабомотивированных и маловерующих, и они начинают искать легких путей. Царь крестился - и я крещусь иначе карьеру не сделать.

Но предлог маскирует лукавство - я не достоин, я не могу жить так как надо, я буду оглашенным, буду ходить в храм и слушать Евангелие, а потом крещусь.

И именно в этом контексте в семьях некоторых выдающихся людей крещение откладывалось.

Василий Великий и Григорий Богослов проходили обучение в Афинах, в светской школе

 

Известнейшие Отцы IV и V вв. придерживались такого же мнения в отношении Крещения младенцев и давали аналогичные объяснения. Например, святитель Григорий Богослов, обличая порочную практику того времени откладывать совершение Крещения к старости, призывал всех скорее крестить детей в младенчестве и тем самым избавить их от разрушительного действия первородного греха в их естестве: "У тебя есть младенец? Не давай времени усиливаться повреждению". Всевозможные возражения, связанные с неосознанным принятием этого великого Таинства, святитель отвергал как ничего не значащие и говорил: "Лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным". Также как и все другие святые Отцы, святитель Григорий Богослов утверждает, что в Крещении человек "совершенно" омывается от первородного греха, который он именует "нечистотой и скверной, привнесенную падением": "Крещение очищает грех в каждом человеке и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную падением".

 

110 (124) правило Карфагенского Собора 419 года: (утвержден Трулльским собором)

Определено такожде: кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченое апостолом: "единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человекивниде, в нем же всисогрешиша" (Рим. 5, 12), подобает разумети не инаково, разве как разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения"!


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!