Билет 23. Основание Церкви. Границы Церкви.



Необходимо опять же помнить Мф 16:18 (Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее). Но и помнить слова апостола Павла и Деян. 20:28 (Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею).

Церковь Христова основана не просто на учении Иисуса Христа, не просто на Его призыве или организационной деятельности - Он ходил с учениками, народ ходил и уходил - не было никакого организованного собрания, иногда все разбегались - Он не действовал как целенаправленный организатор.

Но Церковь утверждает что именно Он основатель, но не через человеческие усилия, а Духом Святым, благодатью, поэтому основанием Церкви является благодать Божия, дарованная Иисусом Христом, поэтому люди через эту благодать стремятся ко спасению.

Никто не умаляет человеческой деятельности Иисуса Христа, но это в первую очередь мистическое деяние. Основой единения становится личное соприкосновение со Христом, личная вера, личная любовь - мы уже проходили, что обожение начинается с личного обращения человека.

Более того, Церковь основана и будет действовать во вся дни до скончания века (Мф 28:20).

Краеугольный камень - это...

Есть два архитектурных толкования:

Это действительно некий камень, который закладывается в фундамент - очень большой и мощный, на котором строится все здание.

Другое - замочный камень, который ставится в месте замыкания арки, и если его убрать то все рушится.

В словах Христа можно прочитать и то, и другое - камень, которым пренебрегли зиждущие может упасть на голову, об него можно споткнуться и разбиться, пренебрегать им нельзя.

Получается, что подходит и то, и другое толкование.

В духовном плане здесь все однозначно - без Христа спастись невозможно, и без Него духовная жизнь - утопия.

Когда церковь была основана? Правильный ответ - Пятидесятница. Однако если быть более внимательными к святоотеческим текстам, то мы увидим и другую мысль, что в день Пятидесятницы Церковь как бы “воссоздается”, потому что весь первозданный мир был как Церковь, где Адам был священником, а все существа - служителями. Потом эта Церковь была разрушена, и в этом смысле Иисус Христос воссоздает ее, так же как и исправляет ошибки Адама. Понятно, что у этой Церкви уже некий другой смысл - первая совершенствовала мир, вторая спасает от греха, смерти и дьявола.

Можно вспомнить “Пастырь” Ерма - там ему является Церковь. Он спрашивает: “Почему ты такая пожилая?”, “Потому что я существую от создания мира” - отвечает она.

Это древняя и красивая идея.

Билет 24. Первое существенное свойство Церкви

Существенные свойства Церкви - это критерии, по которым мы определяем, что есть Церковь и чем она не является. (Онтологические) существенные свойства необходимо отличать от случайных - accidentio. συμβεβηκός

Для этого необходимо сделать отступление.

Онтологические свойства отличаются от случайных - это свойства, без которых данный предмет или объект уже не является таковым. Человек без души - это уже не человек, так же и про ум, мысль, речь. А вот человек невысокий, без способностей к языкам - это уже случайные свойства.

Когда необходимо выяснить, является ли то или иное свойство существенным или акциденциальным, нужно ответить на вопрос: может ли оно оставаться собой без этого свойства?

Это нужно для того чтобы отличить этот предмет от другого.

И в данном случае нам это нужно, чтобы отличить истинную Церковь от ложной.

Тема эта внесена в Символ веры: “во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь”. Это и есть ее 4 онтологических свойства.

Единая (μιαν). Слово “единая” имеет в греческом языке два значения: миан как “один” в смысле количественном и “миан” как качественное - то есть единое целое. В данном случае мы исповедуем Церковь единой и в количественном, и в качественном отношении.

 

Одна в количественном: “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф. 4:4-6). “...и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф 16:18).
Христос Сам в Своей проповеди говорит о едином стаде и одном Пастыре. “Да будут все едино”. Мы многие составляем одно тело во Христе. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Здесь четко прослеживается количественная характеристика Церкви.

Климент Александрийский: “Есть только одна истинная Церковь — та, которой по праву принадлежит и старейшинство... Есть один только Бог, один Господь, и поэтому в высшей степени славно и удобоприемлемо все, что проявляет себя как единство, будучи лишь образом этого единого Начала. Итак, исповедуя Единого, Церковь по самому существу своему должна быть едина: и разделение ее на бесконечное множество церквей, совершаемое еретиками, есть насилие над ней”. [Климент Александрийский. Строматы. Кн. 7. 17 //Отцы и учители Церкви III века. Т. 1].

Качественная характеристика - Церковь едина в смысле целостна и неделима. Единство - это принцип ее бытия.

Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры: все члены Церкви находятся во взаимном взгормонировании. В Церкви провозглашается новый принцип человеческой жизни - жизни в единстве.

Кондак пятидесятницы: “Егдаснизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа”.

Своим первообразом Церковь имеет единство Пресвятой Троицы. Так и человек в Церкви, пребывая в единстве, не утрачивает своей неповторимости. Иисус Христос в первосвященнической молитве говорит: “да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе” (Ин. 17).

Кирилл Александрийский: “В пример и образ нераздельной любви, согласия и единства, мыслимого в единодушии, Христос, взяв существенное единство, какое Отец имеет с Ним, а Он со Своей стороны с Отцом, – желает объединиться некоторым образом и нам друг с другом, очевидно, так же, как Святая и Единосущая Троица, так что одним мыслится все тело Церкви, восходящее во Христе чрез слитие и соединение двух народов в состав нового совершенного... Это и совершено тем, что уверовавшие во Христа имеют единодушие между собою и усвоили как бы одно сердце, чрез всецелое сходство в религии, послушание в вере и добролюбивый ум... Образ божественного единства и существенное тождество Святой Троицы, как и совершеннейшеевзаимопроникновение должно находить отражение в единении единомыслия и единодушия верующих”

Эта же мысль у Василия Великого: “Церковь есть лечебница, в которой преодолеваются разделения человеческой природы... / Богу угодно было, чтобы мы были такими и вначале, для этой цели и сотворил Он нас. И они-то, изглаждая в себе грех праотца Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества. / Ибо это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство, подобно тому как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части”.
Во внутреннем плане единство Церкви обеспечено единством главы, единством животворящего Духа, единством благодати. А во внешнем аспекте: православная вера, закон Божий, единая богослужебная жизнь, апостольская иерархия (мы связаны исторически и благодатно с первыми христианами (свт. Филарет)) Внутренние критерии сложно предъявить внешнему человеку, а внешние можно.

Не противоречит ли единству Церкви наличие многих поместных Церквей? Нет, это видимое проявление невидимой благодатной жизни Церкви.
За этим следует разобраться как единство Церкви соотносится с инославными сообществами.
Есть критерии которые дифференцирует отпавшие сообщества по разным типам. Эта типологизация еретических сообществ встречается в разных догматических текстов. 7 правило 2 ВС, 1 каноническое правило ВВ, 95 правиле Трулльского собора.

 

Самая подробная типология в 1 Каноническом правиле Василия Великого: он всех отпавших группирует по трем типам:

1. Еретические сообщества, еретики. Религиозные группы, в которых отвергается или извращается вероучительная основа православия и организуется жизнь не по церковным принципам жизни. Такие еретики совершенно отторгнуты от жизни Церкви. (перечислены еретики IV века, в более поздние века сюда включались мусульмане и даже иудеи)

2. Раскольнические сообщества, раскольники. Религиозная группа в которой принимается вероучение Православной Церкви, но прекращается общая богослужебная жизнь с церковью из-за расхождения некоторых вопросов церковной жизни и канонического права. Люди приходящие из этих сообществ не должны перекрещиваться. Василий Великий говорит о возможности уврачевания таких сообществ через покаяние и миропомазание.

3. Самочинные сборища, сообщества. Религиозная группа, совершающая религиозные обряды под началом запрещенных священнослужителей. С этими людьми не имеем догматических и канонических преград, но тем не менее они не имеют евх общения с Ц, они отпали. Если во втором пункте причиной отделения церкви было некое каноническое прегрешение основной церкви, то здесь причина - личные амбиции запрещенного главы этой религиозной группы. Уврачеваниевозможно но только через покаяния, без миропомазания

 

Филарет Денисенко - яркий пример самочинного сборища.

Раскольники постепенно деградируют в область еретиков.

 

Протестанты попадают в группу еретиков. Практика приема того или иного религиозного деятеля из соотв группы в Православной Церкви до сих пор строго не определена - и это проблема, проблема богословская. И это предмет дискуссии до сего дня. До сих пор в отношении протестантов и католиков православная позиция четко не прописана. Были различные прецеденты. Примеров с перекрещиванием больше чем с только помазанием.

Что касается католиков, до 1204 года (крестовый поход) их принимали через покаяние. После этого их стали перекрещивать до XVII века, потом опять перемена и теперь только миропомазание, ну и потом все по-разному. В чине требника есть указания насчет принятия в православие представителей различных конфессий, но эти чины отличаются у разных поместных церквей.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!