Понятие о благодати. Термин «благодать». Единство Пресвятой Троицы в явлении благодати. Усвоение благодати.
Лат. gratia, греч. χάρις
Благодать — нетварная божественная сила, энергия Божия, подаваемая людям для их спасения. Через действие благодати люди приобщаются плодам Искупления.
Человек с самого своего создания всегда был приобщен благодати, потому что она есть необходимое условие существования. Однако в полноте приобщиться благодати он может только после Искупления.
Благодать в Ветхом Завете:
• Добрый дар от Бога. Ной обрел благодать (милость) пред очами Бога.
Новый Завет:
• Радуйся, благодатная — обретшая благодать.
• Божественная сила, энергия (син. динамис): Господь сказал мне: довольно тебе благодати Моей, ибо сила (динамис) Моя в немощи совершается.
• Но вы примете силу (динамин), когда сойдет на вас Дух Святый (Деян.1:8)
• Тружусь и подвизаюсь силою Его.
Нужно различать плоды и дары Святого Духа:
• Действие благодати в человеке обнаруживается по плодам Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал.5:22-23). Человека канонизируют за плоды Духа.
• Дары Духа — необязательное условие спасения: Слово мудрости, слово знания, вера, дар исцеления, чудотворение, пророчество, языки, различение языков.
Святые отцы стремились к обретению плодов Духа, но когда получали дары исцеления и т.п. — просили забрать их обратно. Все мы помним из курса триадологии, что благодать это один из аспектов Божественной природы. Она в равной степени принадлежит всем трем Лицам Троицы.
|
|
И хотя иногда мы говорим “благодать Духа Святаго”, но обратившись к Священному Писанию, мы встречаем и “благодать Христова”, и Отца.
Однако когда Бог ниспосылает благодать людям или совершает промыслительные деяния то участвуют все три божественных лица, сохраняя свои ипостасные свойства
Как и что это такое не знает никто
Некое соучастие Отца и Сына Святого Духа сохраняя свои ипостасные особенности
У отцов в общем виде
Бог-Отец это источник благодати или источник нашего освящения, поэтому у ап Павла 1 Кор 1:3 “Благодатию Бога Отца”
Сын Божий есть виновник, или причина нашего освящения, соответственно, и ниспослания благодати
У Иоанна Богослова (Ин 1:17) “закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.”
Дух Святый является совершителем освящения людей, и некая такая особенность проявляется в раздаянии благодати: поэтому мы говорим “благодать Духа Святаго” “Дух Божий живет в вас”, 1 Кор 6:19 - “вы есте храмы Божии”.
Таким образом можно подвести некие итоги, касающиеся темы благодати:
- - Благодать - это особая нетварная божественная сила
|
|
- - Благодать принадлежит всем трем лицам Пресвятой Троицы в равной степени
- - Даруется вследствие искупительного подвига Иисуса Христа
- - Благодать действует совместно с естественными силами и способностями человека, согласуется с ними (она их не подменяет и уж тем более не уничтожает, например, концепция блж. Августина, что у человека воля так повреждена, что благодать Божия замещает эту поврежденную волю)
- - Благодать не изменяет сущности самой человеческой природы, но изменяет способ ее существования
Виды благодати:
1. Предваряющая (промыслительная), или всеобщая — всяческое действие промысла Божия: добрые помыслы, обстоятельства жизни, болезни, встречи.
2. Освящающая, церковная — подается в Церкви через таинства и молитву. Человек принимает ее сознательно и добровольно.
Проблема в том, что Бог един и прост, и благодать как Его проявление едино. Для католиков (по Валааму Калабрийскому) благодать тварна и делима. В Православии под видами благодати нужно понимать разные способы восприятия.
П.С. Усвоение благодати: я не знаю, что тут имел ввиду отец Вадим. Если это этапы духовной жизни, то см. 17 вопрос; если это не этапы, то я бессилен - А.Т.
|
|
Необходимость благодати для спасения. Православное учение о соотношении свободы воли и благодати (подтверждение в Священном Писании и у святых отцов).
Синергия — взаимодействие воли Божией и человеческой, в результате которой человек преображается под действием благодати. Характер действия несопоставим: мы добровольно и сознательно предоставляем себя Богу, и Он нас меняет.
• Вы соработники у Бога (1Кор.3:9)
В этом отличие Православия от католицизма и протестантизма, которые учат о жестком предопределении и непреодолимом действии благодати, и в то же время о стяжании благодати своими усилиями.
Первый шаг в синергии принадлежит Богу. От человека требуется вера и деятельное желание, неоднократные попытки что-то делать для своего спасения.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!