Билет № 11. Христос – Пророк: смысл сотериологического образа, его представленность в Писании, евангельское учение веры и нравственности.



Пророческое служение Христа — приобщение людей истинному учению, неискаженной воле Божией. Пророк — тот, кто не просто узнал и исполнил волю Божию, но и передал другим.

•   Моисей: Я воздвигну им Пророка из среди братьев Моих и вложу слова Мои в уста Его. А кто не послушает — с того я взыщу (Втор.17).

•   Ученики воспринимали Его как учителя, и называли учителем: Равви, где живешь?

Сравнение с ВЗ-пророками:

•   ВЗ-пророки знали волю Божию лишь отчасти и говорили только тогда, когда Он прямо повелевал им.

•   Ин.1:17. Благодать и истина произошли через Иисуса Христа.

•   Он говорил с силою, как власть имущий.

•   Не только возвещал волю Божию, но и показывал Своей жизнью, как ее исполнять.

 

Пророческое служение началось в 30 лет, когда это положено по иудейским представлениям. Там и по церковным канонам священником можно стать с 30 лет.

 

Вероучение Христа:

•   Бога есть Троица.

•   Бог — наш Отец.

•   Церковь.

•   Воплощение.

•   Воскресение и Царство.

 

Нравственное учение Христа:

•   Новая заповедь о любви как центр нравственности: в ней весь Закон и Пророки.

•   Личная связь со Христом — это главная заповедь и необходимое условие исполнение всех других заповедей.

•   Любовь будет руководить человеком во всех остальных действиях.

 

Католическая теория спасения: происхождение, главные положения, представленность в католическом и православном богословии, анализ.

Юридическая теория о спасении. Термин появился в середине XIX века. Алексей Степанович Хомяков первый в русской богословской мысли критикует католическое учение о спасении.

 

Слово «теория» уже отражает характер этого учения. Теория — это рациональная конструкция, в которой выстраивается абстрактная модель реальности. Хотя изначально греческое слово θεοπία означает созерцание. Вероятно, рациональность — это просто характерная черта Запада.

 

Ансельм Кентерберийский, CurDeusHomo (Почему Бог стал человеком)

Бог, являясь абсолютным существом, наделил человека всеми возможными благами. Человек совершает ограниченный грех, но этот грех имеет бесконечное значение, потому что оскорбляет бесконечно великого Бога. Человек не может сам удовлетворить бесконечно великий грех. Бог смертью Сына проявляет свою любовь к человеку, удовлетворяет справедливость и свое оскорбление.

 

Позже взгляды Ансельма смягчены на Тридентском соборе (1545). Идея оскорбленной чести заменяется удовлетворением гнева Божия.

 

Проблемы этой теории:

•   Антропоморфизмы. Бог неизменен. К нему в строгом смысле неприменимы термины честь, оскорбление и удовлетворение.

•   Искаженный образ Бога, который не стыкуется с Евангелием. Бог получается немилосердным существом, которое не может просто простить — Ему обязательно нужно удовлетворение. Зачем Ему смерть собственного Сына, чтобы успокоиться?

•   Непонятна роль человека и изменения его природы. Жертва Бога снимает с человека вину — получается он уже окончательно спасен? Тогда зачем аскеза?

•   Непонятно, пострадал ли Бог за грех Адама, или вообще за все грехи.

•   Не раскрыта роль победы над дьяволом.

•   Получается, что тайна спасения мира описывается в тварной человеческой логике, и никакой тайны не остается.

Единственное достоинство этой теории — ее логичность, благодаря которой теория становится популярной на Западе.

 

Лосский: Заблуждение Ансельма не столько в том, что он развил юридическую теорию спасения, сколько в том, что он пожелал увидеть в юридических отношениях… адекватное выражение тайны нашего спасения, совершенного Христом, отбрасывая другие выражения этой тайны как неадекватный образ. 

То есть проблема в том, что Ансельм взял только один образ Христа как жертвенного Агнца, который он развил и рационализировал. В Православии тоже есть понятие «искупительная жертва Христа», но эта жертва нужна, чтобы спасти человека, а не чтобы удовлетворить гнев Бога.

 

В России оправдывали юридический подход проф. КазДАБудрин, Левитов, Нечаев, профессор КДА Скабалланович.

 

Критики католической теории оказывались слабыми в разработке альтернатив. Одна из них — нравственная теория искупления.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!