Нравственная теория спасения: происхождение, главные положения, представленность в православном богословии, сильные и слабые стороны.
Термин ввел проф. Петров в 1915. Представители: митр. Антоний Храповицкий (1863-1936), Михаил Тареев.
Христос воплотился, чтобы изменить нравственное состояние человека.
Антоний Храповицкий, «Догмат искупления» (1917), «Опыт христианского православного катехизиса» (1924).
• Главным в искупительных страданиях является нравственное воздействие на человека.
• Механизм спасения: страдания Христа — нравственный пример любви, который должен впечатлить человека и преобразить его.
• Различает телесные и нравственные страдания. Искупительный подвиг был совершен прежде всего в Гефсимании (это было новшеством в православном богословии). В ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяла всех падших людей… и оплакала с любовью и скорбью всякого в отдельности. В этом и состояло наше искупление.
Теорию критикуют: прот. Иоанн Мейендорф, проф. Глубоковский и другие. Назвали учение «крестоборческой ересью», потому что оно нивелирует значение Голгофы. Смысл спасения сводится к психологическому воздействию: «Смотрите, как Я вас люблю. Задумайтесь и изменитесь». Этот аспект присутствует в Православии, но не является главным и единственным.
• Иоанн Мейендорф: учение митрополита Антония явно не совместимо с православным пониманием. Такого рода психологизирование представляет собой попытку опротестовать учение Ансельма об удовлетворении, но само по себе является неприемлемым.
|
|
Проблемы нравственной теории:
• Умаляется значение Голгофы.
• Пелагианский характер: спастись можно самому, без Христа.
• Митр. Антоний искажает содержание Гефсиманского моления. В Гефсимании Христос молился не о прощении всех людей, а об укреплении в страданиях.
• Евангелие показывает, что психологическое значение страданий Христа минимально: ученики разбегаются, иудеи продолжают хулить Его.
• Нет реального изменения мира. Сомнительно, что пример Христа может изменить весь мир, всех людей.
• Повторяют ошибку Ансельма: берут только один образ Христа как Пророка, нравственного Учителя.
Положительная сторона — контраст юридической теории: подчеркивается, что Бог есть любовь.
Теория не получила дальнейшего развития, поэтому не была осуждена соборно.
Условия усвоения даров Искупления. Понятие об освящении. Участие лиц Пресвятой Троицы в освящении.
УСВОЕНИЕ ДАРОВ ИСКУПЛЕНИЯ
СПАСЕНИЕ - слово употребляется в Библии в двух смыслах - 1) что-то совершившееся; 2) что-то, что должно совершиться.
В первом случае речь об искуплении, во втором о личном спасении, которое есть усвоение даров искупления Христа. Этот процесс продолжается всю жизнь
|
|
Будем изучать, каким образом будет происходить это усвоение - со своими законами, догматами и вероучительными положениями.
1. Освящение
В этом понятии есть конкретный догм смысл - это процесс взаимодействия тварного с нетварным, в результате изменяется способ существования твари
Если мы говорим о людях, то освящение – это домостроительное соработничество Бога и человека в усвоении спасительных плодов Искупителя. Для освящения Господь создал инструмент - Церковь, со всем что в ней есть.
2. Сущность освящения человека.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. (1 Кор 6:11)
Что имеет ввиду ап. Павел? Омылись - от грехов, предполагает избавление от “какой-то греховности” “в какой-то степени”
Освятились - каждый раз когда мы совершаем некий акт, мы приобщаемся Божественной благодати.
Оправдались - самое важное. Восстановление личных отношений - вас могут помыть, украсить… я виновен перед кем-то: не перед доской, не перед небом, партой, а перед людьми, поэтому оправдаться - значит восстановить личные отношения, восстановиться в статусе сына.
|
|
В каждом освятительном действии присутствуют эти три компонента.
В каждом таинстве эти три компонента имеют свою специфику, но фундаментальный принцип таков:
Всякое освятительное действие - это результат взаимодействия Бога и человека.
Для каждого священнодействия необходима молитва, потому что в ней мы выражаем свою волю (Господи, помилуй 40 раз)
Любое действие Бога, в том числе раздаяние благодати, принадлежит всем Лицам Пресвятой Троицы. Но при этом каждое Лицо сохраняет свои ипостасные особенности. Василий Великий предлагает нестрогие формулировки:
• Бог Отец — Источник нашего освящения.
• Сын Божий — Виновник (в силу Его искупительного подвига).
• Дух Святой — Совершитель, Освятитель.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!