Билет 21. Понятие о Церкви: термин «Церковь», определения Церкви.



Ἐκκλησία (собрание)

Есть два термина которые переводятся как церковь, второй Кириакия (в русском языке означает здание - храм)

Слово «экклесия» означает собрание, но не просто людей и не просто группировку, но собрание избранных людей, имеющих определенные права - буквально в греческой традиции - народное собрание, вечеря в Афинах. Участником мог быть не всякий, кто оказался в Афинах, но только гражданин. Приезжие, рабы и прочие не являлись участниками экклесии.

В этом плане Церковь - это тоже собрание избранных людей, которые соединились со Христом.

Святитель Кирилл Иерусалимский в Огласительном поучении так толкует данное понятие: “Церковью или собранием (или созванием) она называется в соответствии самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает”

Новозаветные образы Церкви

Слово экклесия используется и в ВЗ и в НЗ.

Они воспеваются в тех образах, которые относятся к Церкви.

Образы Церкви представлены в НЗ:

1. Образ виноградной лозы и ее ветвей. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:1-8) Выражается природное единство членов Церкви посредством благодати Божией.

2. Образ Пастыря и стада. Христос - Пастырь а члены Церкви - стадо (Ин 10:1-16) Здесь выражается идея иерархичности Церкви - Церковь имеет Главу и тех, кто слушается эту Главу. Принцип руководства.

3. (Еф 2: 19-22) Образ строящегося здания. (Тим, ??/ Евр 3:6) Образ строящегося дома. Люди - элементы здания, а Христос - краеугольный камень. Церковь обладает целостностью и нерушимостью, будучи составлена из множества частей.

4. Образ брачного союза (Еф 5:32). Церковь как невеста Христова, которая обручена своему Жениху Христу. Выражается идея, что Церковь соединена с Богом через Любовь, любовь как связующий элемент. (Еф,5 23, 2 Кор и тд).

5. Образ Церкви как града Божьего, небесного Иерусалима. (Евр 11:10). Выражает ту идею, что Церковь на земле прообразует Царство Небесное.

6. Церковь как матерь для всех верующих, которая рождает чад Богу через Христа во Святом Духе. (Гал 4:26) Подобно тому, как ветхий Адам через ветхую Еву порождал ветхих детей, так и новая Церковь рождает преображенных детей через Бога.

7. Антропологический образ - Церковь как богочеловеческий организм, где главою является Христос, а все люди - члены этого тела. Он является самым распространенным у апостола Павла: (Еф 1:22-23, Еф 4:15-16, Еф 5:23, Кол 1:18, 1:24, 2:19 и др). Образ интересен тем, что он в себе содержит многие элементы из других образов - тут и идея природного единства (образование одного организма), здесь же идея иерархичности (есть глава, которая управляет и органы), органы имеют разный смысл и предназначение - так и люди не утрачивают своей неповторимости, становясь членами Церкви.

Определение Церкви.

Что значит дать определение? Значит положить предел - чему? Некому содержанию.

Некое высказывание, которое ограничивает содержание - рамочка квадрата.

В отношении Церкви дать определение невозможно в строгом смысле слова, потому что это явление, которое охватывает не только тварных существ, но включает и Бога, а определения Бога не существует, следовательно не может быть и определния богочеловеческого организма - поэтому используются высказывания в относительной степени.

Возникают высказывания двух типов:

1) о Церкви, которые пытаются сформулировать что там внутри нее;

2) что в самой рамочке.

В богословской литературе встречаются высказывания первого и второго типа.

Можем сделать высказывания о Церкви, которые

1) пытаются указать на сущностное содержание этого понятия;

2) отграничивающие церковь от других сообществ.

Определения первого типа нам очень хорошо знакомы - Церковь есть тело Христово. Здесь нет критериальных рамок, которые бы позволяли отделить одно понятие от другого, здесь апостол Павел пытается сформулировать сущность, что Церковь - это богочеловеческий организм. Мы не можем это увидеть, нам это не дано.

Филарет Дроздов, Катехизис: “Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами”.

Это критериальное определение: общество, которое установлено от Бога; соединенное православной верой; законом Божиим (принципы духовно-нравственной жизни); священноначалие; таинства. Это определение второго типа, оно описывает рамку, которая отделяет Церковь от прочих сообществ.

Существует определение А.С. Хомякова: “Церковь - это единство Божией благодати, живущей во множестве разумных тварей, покаряющихся благодати”. Преимущество - сопричтение материальных и нематериальных тварей. Минусы: “Единство Божией благодати” - тавтология. Благодать всегда едина; благодать живет не только в членах Церкви, но и в прочих; “покаряющихся” добровольно или вынужденно?; короче здесь большие и большие проблемы.

Отец Вадим: Церковь - это единство в Божией благодати множества разумных тварей, добровольно покоряющихся благодати”

Достоинство Хомякова в том, что он пытается обсуждать сразу главное - берет сразу суть, но когда начинаешь смотреть на детали, то все недоработано, поспешно.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!