Этапы духовной жизни человека.



Более удачная типология благодати содержится в Православной аскетической литературе — это этапы духовной жизни человека под действием благодати:

1. Обращение ко Христу. Человек готовится к встрече со Христом, а благодать помогает:

a.  Принятие веры. Бог есть, и я для Него не чужой. Три типа веры:

Первое состояние - уверенность (в религиозном аспекте означает, что человек признает бытие Бога, уверен что Он существует - это некий интеллектуальный акт, который не отражается существенно на жизни человека;

Доверие. Подключаются человеческие чувства. Когда я кому-то доверяю, значит я испытываю к нему какие-то личные чувства, в религиозном плане это означает, что человек не только признает бытие Бога, но и испытывает чувства и эмоции к Богу - может поблагодарить, поплакаться Богу. Личное эмоциональное отношение к Богу, но оно не устойчиво.

3 пункт первого этапа:

Верность - это когда мы не только признаем Бога и не просто испытываем чувства, а когда вера становится важнейшей ценностью человеческой жизни - и когда он принимает важные решения прежде всего опираясь на эту ценность, тем самым сохраняя верность Богу в любой жизненной ситуации.

b. Покаяние. Человек под действием веры видит свои грехи и хочет от них избавиться.

c.  Крещение. Человек понимает, что для борьбы с грехом ему нужны благодатные силы, и получить их он может только от Бога. Здесь духовная жизнь только начинается. (У протестантов здесь она заканчивается, потому что для них главное — привести человека в общину, и тогда он уже спасён).

2. Следование за Христом:

a.  Очищение. Немощи естества оставляются, чтобы человек проявил свою верность Христу (Григорий Палама). Человек после Крещения напоминает полуразрушенный храм, который передают Церкви: формально он принадлежит Богу, но чтобы началось богослужение, нужно его очистить.

Здесь главное делание — покаяние. Человек учится жить по воле Божией, и пока следует внешним ориентирам, правилам духовной жизни.

b. Освящение. Человек учится жить по внутренним ориентирам, чувствует в себе действие Божие. Это как бы храм, в котором началось богослужение.

c.  Созерцание. Бог видит, что человек укоренен и неизменно следует Его воле, и открывает ему тайны о Себе и о мире. Третья ступень не является завершающей в духовной жизни, но о более высоких ступенях нет смысла писать обычным людям.

Спасутся не только те, кто достиг созерцания.

 

Непадательное состояние — когда человек не может пасть в грех — доступно только ангелам и праведникам после смерти. При жизни любой подвижник может пасть.

Вера и добрые дела в деле спасения.

Вопрос о соотношении добрых дел и веры в устроении спасения есть частный аспект учения о соотношении благодати и свободы. На нем не стоило бы заострять внимание, если бы вопрос этот не был предметом спекуляций протестантских проповедников, утверждающих, что человек оправдывается только верой, вне зависимости от дел. Протестанты при изложении своего учения пытаются опереться на авторитет ап. Павла, приводя обычно следующие цитаты: ...если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10:9–10); Благодатью вы спасены через веру (Еф.2:8); Без веры угодить Богу невозможно (Евр.11:6); Праведный верою жив будет (Авв.2:4; Рим.1:17; Гал.3:11).

Основная причина заблуждений еретиков состоит в том, что они «вырывают» из контекста Священного Писания отдельные мысли и абсолютизируют их. Это и происходит в протестантском учении об оправдании и спасении только верой. Ап. Павел ничуть не меньше, чем об оправдании верой, говорит о добрых делах и об их необходимости для спасения.

В Рим.2:6–8 сказано, что Господь воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине... ярость и гнев.

Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10).

О служителях сатаны, которые принимают вид служителей правды, ап. Павел говорит: ...конец их будет по делам их (2Кор.11:15);

...каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал (Еф.6:8);

А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде (Кол.3:25).

Протестанты в своей апологии учения об оправдании только верой исходят из того, что если признать за нашими добрыми делами значение «заслуг перед Богом», как это понималось в средневековом католицизме, то тем самым умаляются заслуги Христовы, которых вполне достаточно для спасения всего человечества. Поэтому, с точки зрения протестантов, для спасения добрые дела не являются необходимыми. Впрочем, добрые дела как таковые протестантами не отрицаются, но рассматриваются лишь как иллюстрация и свидетельство того, что человек обладает истинной верой.

Как же мыслят соотношение между верой и добрыми делами ап. Павел и другие апостолы? Прежде всего, по ап. Павлу, спасает не вера сама по себе и не дела сами по себе. Спасение совершает Бог Своею благодатию. Вот как ап. Павел мыслит соотношение между верой и благодатию: Верою получили мы доступ к той благодати (Рим.5:2), т. е. вера – это условие получения благодати.

О необходимости доброделания, подвига, через которые человеком усваивается благодать, ап. Павел говорит неоднократно. Так, по его словам, необходимо сораспяться Христу (см.: Гал.2:19), распять свою плоть со страстями и похотями (Гал.5:24), сражаться до крови... подвизаясь против греха (Евр.12:4). Как же в таком случае понимать слова апостола о том, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим.3:28)?

Кроме того, по учению апостола, вера не является постоянной величиной. Известно, что всякая способность при отсутствии развития неизбежно атрофируется, отмирает. Вера не исключение. Она может возрастать (см.: 2Сол.1:3), она может ослабевать и даже полностью исчезать. В 1Тим.1ап. Павел говорит о людях, которые потерпели кораблекрушение в вере, т. е. полностью утратили веру.

Чем возможно укреплять, упражнять веру? Естественно, не чем иным, как делами в соответствии с верой. Об этом говорит апостол Иаков: ...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2:17). Иными словами, добрые дела и вера связаны между собой по принципу обратной связи: вера вдохновляет человека на добрые дела, а дела укрепляют и углубляют веру. О праотце Аврааме ап. Иаков говорит: ...вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства (Иак.2:22). Поэтому, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26).

По учению Священного Писания, вера сама по себе, не подтверждаемая добрыми делами, не ведет к совершенству. Но в то же время и дела без веры не являются, в строгом смысле, спасительными. Преп. Серафим Саровский говорит: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».

Конечно, доброе дело, кем бы оно ни совершалось, заслуживает нашего уважения. По словам ап. Павла, во всяком народе человек, поступающий по правде, приятен Господу (см.: Деян.10:34–35), и мы можем молиться и надеяться, что добрые дела, совершаемые нехристианами, не пропадут даром и не будут «забыты» у Бога.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!