Православное учение об Успении
Богородица умерла, как все остальные люди: Ее душа разлучилась с телом. Но это произошло мирно, безболезненно. Через три дня апостолы открыли гроб, и там не было Ее тела — то есть Христос воскресил Ее, соединил Ее душу с телом.
• Свт. Григорий Палама: Она свидетельствует перед всем миром, что Христос даровал Своей Воскресение всем людям, в первую очередь — Его Матери.
Спасение и Искупление (раскрыть смысл и соотнести понятия).
Σοτηρία, спасение — это слово предполагает, что Бог спасает людей, которые погибают.
Слова «спасение» и «искупление» часто используются как синонимы, хотя «спасение» шире по значению. Спасение — это синергия Бог и человека. Два значения спасения:
1. Искупление (απωλήτροσις, redenctio) — спасение в объективном смысле как дело, совершенное Христом: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, да никто не похвалится. (Еф 2:8)
2. В субъективном смысле как обожение человека, усвоение даров искупления: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение.
В итоге при первом значении стали использовать термин Искупление, а при втором – Спасение.
Обе эти части нужны, но изучается сначала Искупление, а потом Спасение.
Слово «искупление» не является католическим, потому что это библейский термин, который широко используется в Восточной Церкви.
* Сам Христос говорит: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28).
|
|
Способ изложения учения о спасении в Священном Писании и у святых отцов. Основные сотериологические образы.
Слово «искупление» не является католическим, потому что это библейский термин, который широко используется в Восточной Церкви.
* Сам Христос говорит: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28).
В православии есть учение о спасении (искуплении), но нет искупительных теорий и быть не может.
В Церкви нет краткого догмата об искуплении, разве что в Символе Веры:
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася;
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
Но и эта формула не раскрывает всех тонкостей.
Способы изложения учения об искуплении
* Учение — более широкий термин. Учение может раскрываться разными способами: притча, образ, теория:
o В Священном Писании — с помощью притч.
|
|
o Теория — это способ раскрытия учения через четкие причинно-следственные связи. Теория исчерпывает вопрос. Обычно используется в науке.
o Для описания тайны спасения лучше подходят образы, чем теории.
С середины 19 века стали использовать три образа: Христа как Пророка, Первосвященника, Царя. Мы будем использовать еще несколько.
Основные образы, используемые святыми отцами для раскрытия искупления:
1. Христос как Агнец Божий.
2. Первосвященник.
3. Новый Адам.
4. Божественная Премудрость.
5. Царь.
6. Пророк.
Билет № 6. Христос – Агнец: смысл сотериологического образа, его представленность в Писании и у святых отцов, кому принесена жертва, принцип Божественной правды, слабые и сильные стороны этого образа.
Агнец — это животное, которое с древних времен приносилосьв жертву Богу (см.: Быт. 4, 4) жертва Авеля.Кротость, смирение, чистота агнца, его жертвенное предназначение прообразуют добродетели и служение Господа Иисуса ХристаЦентральная идея образа Христа —АгнцаБожия — это спасение как обретение утраченной свободы и вечнойблаженной жизни с Богом.
Искупление возможно если появится тот, кто сам свободен от рабства
и сможет принести выкуп, превосходящий цену и долг раба. Таким искупительным Агнцем и явился Иисус Христос.
|
|
В ВЗ пророчествах Мессия описывается как Агнец: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как
агнец, пред стригущим его безгласен» (Ис. 53, 6—7).
В НЗ Иоанн Предтеча, на Иордане свидетельствует: Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин. 1, 29),
Этот же образ является главным в Откровении ап. Иоанна Богослова
Искупительная жертва принесена всей Пресвятой Троице: Владыка Христос добровольно принес Себя в Жертву, принес же Самого Себя
по человечеству, и Сам принял Жертву как Бог вместе со Отцом и Духом.
Божественная правда Созданный Богом мир несет на себе печать Своего Творца, созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божией Божественная правда — это изначально установленный Богом нравственный принцип бытия.может соблюдаться или нарушаться но не может быть устранен.
Суть Божественной правды — Единство с Богом — это источник блаженства, а отвержение Его есть причина страданий и смерти. Итак, сделанный грех производит смерть — это всеобщий закон божественной правды.
Билет № 7. Христос – Первосвященник: смысл сотериологического образа, его представленность в Писании и у святых отцов, принцип заместительных страданий, слабые и сильные стороны этого образа, соотнести с образом Христос-Агнец.
|
|
Из-за грехопадения возник разрыв человека с Богом, для преодоления его используют жертвы. Кроме жертв требовались и люди специально освященные для жертвоприношения. Священники-жрецы (от слав. «жрети» приносить жертву). Священник – человек устраняющий препятствие между Богом и людьми. Главный – первосвященник, ходатай за всех людей. Таким был и Христос. Он взял наши грехи и принес жертву на Голгофе. Примирил людей с Богом. В ВЗ Мессия именуется «Первосвященник вовек по чину Мелхиседекову» (Архиерей+ Царь), (Пс. 109), развернутое учение в НЗ – Посл. к Евреям. Господь первосвященник и жертва. Связанно с образом Агнца. Только здесть раскрывается не только суть жертвы но и личность приносящего и высота служения.
Заместительные страдания: Один человек может пострадать за грех другого в силу личностного единства. Степень восприятия зависит от силы отношений соединяющих личности. Естественное и личное усвоение грехов: Естественное – то что Гсоподь принял как человек. Личное – это то что Господь воспринял за каждого и ради каждого из нас.
Билет № 8. Христос – Новый Адам: смысл сотериологического образа, его представленность в Писании и у святых отцов, принцип коллективной ответственности, слабые и сильные стороны этого образа.
Адам родоначальник по плоти, Христос – по духу. (У ап. Павла). Адам – прототип, и Христос прототип. После грехопадения все рождаемся со склонностью ко греху, необходим родоначальник нового человечества. Страданиями Христос устраняет разделение, смирением – восстанавливает через послушание первозданную природу
В преступлении Адамы мы не участвовали но причастны в силу природного единства. «в Адаме все умирают – во Христе все оживут». Христос приходит в мир, позволяет смерти войти в Себя, но он не имеет основания для своего существования в Спасителе, поэтому утрачивает власть над человечеством и уже не является неотвратимым свойством тварного бытия. Обновление человеческой природы в Крещении.
Билет № 9. Христос-Божественная Премудрость или спасение через уничижение: смысл сотериологического образа, его представленность в Писании и у святых отцов, слабые и сильные стороны этого образа.
В рамках этого термина Спасение описывается как победа над дьяволом — не за счет Божественной силы, но за счет смирения, кеносиса. Дьявол оказывается в недоумении, кто такой Христос и как Им овладеть.
Победить дьявола должен был именно человек, потому что человек добровольно отдал себя в руки дьявола. Ириней Лионский: Если бы не человек победил врага рода человеческого, то враг не был бы побежден законно.
Дьявол не знал, что Христос Бог, хотя и видел, что это великий святой:
• Бог скрывает Свою Божественность, потому что дьявол не вступил бы в открытую схватку с Ним.
• Христос применяет Божественную силу только в отношении других людей, но никогда не для себя.
• Дьявол не всеведущ. Он видит и понимает, реагирует на греховные действия людей. То, что покрыто благодатью, для него скрыто или непонятно.
• Дьявол знает, что у него есть право на всех потомков Адама в силу первородного греха. Поэтому он пытается овладеть Иисусом, как человеком, зараженным грехом, применяя искушения более тонкие и сильные, чем по отношению к другим людям.
• Дьявол не мог понять, как всемогущий Бог может снизойти до падшего человечества, которое Его отвергло. Чтобы это понять, нужно опытно знать, что такое любовь и милосердие, а для гордого дьявола это невозможно.
• «Сыном Божиим» дьявол называет Христа в переносном смысле, как святого мужа.
Человеческая плоть стала приманкой для дьявола, на которую он покусился и был поражен острием Божества.
Победа Христа над дьяволом по человечеству возможна, поскольку Христос как человек абсолютно чист: и от первородного греха, и от личных грехов.
Христос – Царь: смысл сотериологического образа, его представленность в Писании и у святых отцов. Свидетельства царственной победы Господа над диаволом: разрушение ада, Воскресение, Вознесение.
Спасение мира как возвращение утраченного Царства, которое было отобрано, поругано, но восстанавливается в полноте первоначального Божественного замысла.
Особенности царской власти:
• Власть царя происходит от высших сил, от Бога. Царская власть — проекция Божественной власти. Мы слушаемся царя как Бога. Поэтому восшествие царя на престол сопровождается сакральным обрядом помазания.
• Царь — представитель Бога на земле. Он несет религиозные функции. Фараоны были жрецами. Фигура императора вносились в пантеон богов.
• Царь — родоначальник. В идеале царский род лежит в основании всего народа.
• В классической модели царь — самодержец. Царь абсолютный хозяин страны.
• Царь несет личную ответственность за все происходящее в стране.
Христос является царем в прямом и переносном смысле:
• Лк.1:32-33. Рождение Христа предсказано как рождение царя.
• После воскресения Он говорит: Дана мне всякая власть.
• Царь, который пришел вернуть себе похищенное царство.
• Многие притчи говорят об образе царя.
• В молитве Отче наш мы молимся, чтобы наступило царство Божие.
Царская власть Христа:
1. Над чувственным миром. Проявляется в совершении многих чудес.
2. Над сверхчувственным миром. Ему добровольно подчиняются ангелы и невольно — падшие духи. И да поклонятся Ему ангелы Божии (Евр.)
3. Победа над адом и изведение оттуда душ праведников.
4. Воскресение — власть Христа над смертью.
5. Вознесение — седение одесную Отца и власть Христа над пространством.
6.
Вознесение Христа-Царя на небо:
Предсказано Христом: Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? (Ин.6:62)
Сотериологический смысл Вознесения:
• Человеческая природа восседает одесную Отца. Христиане будут следовать этим же путем. Без вознесения не завершилось бы спасение.
• Преодолено разделение между землей и небом (в системе Максима Исповедника). Христос делает то, чего не сделал Адам.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!