Пелагианство (краткая история и суть ереси).



Ересь Пелагия. Во-первых, она представлена в его антропологии. По его представлениям каждый человек рождается таким же святым чистым и непорочным как первозданный Адам. Далее, слыша о том что римские христиане оправдывали поврежденность первородным грехом, Пелагий устранил и это понятие - первородный грех это личный проступок адама и евы а из поколения в поколение ничего не передается. Адам умер бы в Раю даже если бы не согрешил - человек обречен на смерть изначально. И вообще учение о первородном грехе нравственно опасно, вредно потому что убивает у людей стремление к борьбе с первородным грехом.

Его учение о воле - воля это безкачественная способность (в нравственном смысле) она не имеет какой-то предрасположенности к добру и злу не может быть запрогр к добру и злу но всегда свобода, человек может принять любое нравст решение и исключительно самостоятельно. А как же благодать?

Он вывел свое понятие благодати.

 

Три тезиса или аспекта его учения:

-   благодать как естественная в человеке это его разум и свободная воля gratianaturalis (благодать природы), которая у всех людей имеется и дальше человек ее повреждает, но это именно его действие, результат его греха, а не какое-то внешнее

-   Ветхозаветная благодать, или ветхозаветный закон gratialegis (благодать закона) ВЗ писание которое научает человека как с помощью закона и заповедей сохранять себя в богоугодном состоянии

-   Учение Иисуса Христа и пример его высоконравственной жизни, которые внешним образом влияют на человека и просвещают его волю

Для спасения человека вполне достаточно этих трех видов благодати даже с избытком, в принципе, говорит он, спастись можно даже естественной благодатью. Но конечно это очень трудно, поэтому бог даровал две другие благодати

То есть у Пелагия благодать это отнюдь не сила Божия. Опираясь на эти инструменты человек может спастись. Когда Пелагий сформулировал свою концепцию она привела к большим спорам с Августином. На сторону пелагия пришел некий епископ Целестий (иногда ересь называется и его именем “ересь Пелагия-Целестия”) было обнаружено что это радикально расходится со СП и со святоотеческим учением -что Бог создает человека смертным значит что бог виновен в смерти, отрицается наличие первородного греха.

 

 В связи с ересью Пелагия 418-419 гг собор в Карфагене. На этом соборе который включен в нашу книгу правил множество (не все но многие) направлены на опровержение ереси Пелагия-Целестия, в частности 127 правило: аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди: таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: «без Мене неудобно можете творити», но — «без Мене не можете творитиничесоже» (Ин. 15:5).

Крайности августинизма в полемике с пелагианством.

На западе вызвало бурные споры соотношение благодати и свободы в конце 4 - нач. 5 века: как всемогущество бога может совмещаться со свободой человека? Он замещает свободу человека? Или гармонизируется с ним? Или предоставляет свободу полную?

 

Начали возникать самые разные идеи что и привело к бурным спорам

 

Блаженный Августин считается отправной точкой этого спора

В Исповеди есть интересный эпизод - он был избалованный юноша представитель золотой молодежи, адвокатское образование и практика, презрение к христианам, хотя его мать моника была христианкой, увлекался разными оккультными учениями но тоже разочаровался потому что встречался с лидерами и видел их слабость. Мать за него горячо молилась и он встретился с Амвросием.

 

И вот в Исповеди он описывает встречу с Амвросием - поражен проповедью в Милане, попросился на личную аудиенцию. Он вспоминает, что увидел седовласого мужа который склонил свою голову над книгами, он читал их “не открывая уста”. Амвросий производит глубочайшее впечатление, он почувствовал что это духовный человек.

 

Это послужило мощным толчком к изменению его жизни - произошли радикальные изменения - у него родилась идея - у него была поврежденная воля и поврежденная свобода, а тут вдруг он вышел от амвросия и почувствовал, что может не пить, не блудить и все такое, и из этого он выстроил теорию что перерождение человека - это прежде всего инициатива Бога (он шел к Амвросию из любопытства) от человека мало что зависит, что Бог заменяет в человеке “плохие детали” (волю и свободу) благодатью. Почувствовал в себе изменения.

 

Эта концепция более ярко представлена в других Августиновских произведениях: Спасти меня может только Бог, Который заменит мою волю на божественную благодать.

 

Приезжает монах Пелагий, был британский монах (тогда - тмутаракань). В этих тяжелых краях христиане создавали монастыри, и он игумен одного из этих монастырей. Он приезжает в Рим и повергается в шок, что люди считают себя христианами но при этом блудят, пьют и все такое. Он спрашивает: Как вы творите такие дела? Ему отвечают: У нас немощное поврежденное естество и мы не можем избавиться от этих страстей. Если Господь не заменит нашу поврежденную волю на свою, божественную мы не спасемся.

 

Этот ответ римского христианина настолько его взволновал что он вступил в спор с видным представителем римской знати и поначалу его поддержали очень многие. В ходе этого спора он сформулировал альтернативную концепцию которая к сожалению была обратной крайностью и стала ересью Пелагия.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 955; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!