Билет 27. Четвертое существенное свойство Церкви.



Апостольская

Термин “апостол”, хоть и ассоциируется с 12 учениками, в СП относится прежде всего к Иисусу Христу.

Христос является посланником Божиим, апостолом.

Гал 4:4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

В этом смысле вся Церковь именуется апостольской

Во-первых, в хронологическом смысле - Церковь основана на проповеди Апостолов

Об этом говорится в Эф 2:20, Откр 21:14 (12 оснований из разных драгоц камней и на каждом имя апостола)

Они ее основали, преподнесли учение верой и жизни, христ общины, таинства, организация христ жизни и проч.

В связи с этим является важным и то апостольское предание которое она несет в себе - церковь хранит в себе апостольское предание, она является неким сосудом в котором накапливается духовный опыт

Во-вторых, призвание Церкви. Кто такие апостолы? Люди, которые призваны доносить учение Христово внешнему миру. Так вот Церковь призвана доносить учение Христово внешнему миру - Церковь является апостолом, посланником Божиим, реализуясь в лице конкретных личностей - миссионеров, проповедников и проч

Церковь предназначена доносить учение Христово в первозданном, неповрежденном виде Это более важно, чем историческое основание Церкви Это касается не только Церкви вообще а конкретно каждого ее члена. Каждый из нас призван доносить слово Христово.

Первый шаг этой проповеди - просвещение не внешнее, а просвещение своей собственной вселенной, своего микрокосмоса. Затем уже человек может выйти на внешнюю проповедь, но не по-сектантски, а ожидая ситуаций, устрояемых Господом – если я могу помочь человеку стать христианином, то я правильно исполняю данное призвание; если не могу – то это большой вопрос.

Церковь во все века до скончания века будет доносить апостольское благовестие до человечества. Церковь сохраняет апостольские дары Святого Духа, сообщенные апостолам. Для передачи этих даров существует определенный механизм – иерархия.

Иерархия – это важнейший элемент внутренней жизни Церкви благодаря которому организуется церковная жизнь, управляется и передаются благодатные дары. Поэтому разрушение и отвержение иерархии приводит к гибели Церкви.

Билет 28. Церковная иерархия (свидетельства Св. Писания).

Чтобы обосновать эту мысль, необходимо порассуждать о иерархичности как таковой. Кто-то считает, что иерархичность это следствие грехопадения. Они пытались отталкиваться от Быт 3., “к мужу твоему влечение твое” - “вот где иерархия начинается”.

Иерархичность присуща тварному миру онтологически. Иерархия бывает по благодати, по любви и по страху. Церковь отлична от армии - там нет благодатных даров, принципов избранничества и любви, а только страх - послушание и наказание.

Эту иерархию устанавливает сам Господь Иисус Христос во время своей земной жизни. Он среди множества людей последовавших за ним выбирает 12 учеников. И когда они присутствуют на его беседах - им особым образом доверяют Царствие Божие, с ними Он совершает тайную вечерю, некоторых из них берет с собой на Фавор.

Когда ученики спрашивают о своем избранничестве - не вы меня призвали, а Я вас. (Ин 15:16)

Еф 4:11-12 Он поставил одних апостолами, иных пастырями, учителями...

И они становятся домостроителями таин Божиих.

Избранничество обусловлено волей Божией и второе - личным согласием нести крест. Иерархическое служение - это синергийное явление, сотрудничество воли Божией и воли человеческой.

Рукоположение в священный сан - видимый знак получения священных даров. В СП упоминаются почти все иерархические ступени церкви – Апостолы на более высокой ступени чем епископы, потом епископы, пресвитеры, диаконы.

Главная их цель - проповедь среди внешнего мира и организация христианских общин - главный инструмент - явление духа и силы, даров Божиих, не столько внешнее красноречие а явления силы, “истина не говорится, а показуется”

1 Кор 2:4-5 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,

Мф 28:19 - учение и крещение поставлены в один контекст общей деятельности апостолов Содержались и административные указания.

Эти три аспекта научения священнодействий и управлений является даром пастырства. Дар пастырства предполагает в себе полноту этих даров - научение, священнодействие и управление. Эти три аспекта звучат в словах: “итак идите и научите все народы, крестя их и уча их соблюдать”

Все эти дары проявляются в должной мере только тогда, когда человек совершает церковную деятельность - если вы получили дар священства и учите человека евангелию, а если вы думаете что сможете стать преподавателем математики- едва ли сможете надеяться на помощь сверхъестественного дара.

Епископ

Епископы: наблюдатель, страж

Επισκοπος

1 Пет 2:25 - сам Господь называется епископом - “блюстителю (греч. Επισκοπος) душ ваших”

Апостолы должны были совершать вселенское служение, а епископы ставились над какой-то конкретной общиной, не меняя дислокации. Если он покидал ее, даже под страхом мучений, это рассматривалось как предательство.

Епископ венчается на кафедру.

1 Тим 4:14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

У епископов еще было право суда - проявление дара управления

Церковь всячески ограждает себя от самосвятства - когда люди сами себя считают освященными. Собрались люди, наложили руки и провозгласили кого-то в священный чин.

Игнатий Богоносец отличает епископство от пресвитерства

Пресвитерство - старший, почтенный, старейшина, староста.

Апостолы призваны доносить учение христово по всему миру и по всем странам, не задерживаясь более чем на три дня

А епископ наоборот - человек, поставленный главой общины, и он должен быть в этой общине, должен по возможности никуда не перемещаться

Пресвитеры Πρεσβυτερος Почтенный, старший

Особенность употребления в НЗ - практически всегда когда появляется это слово в том или ином контексте, оно звучит во множественном числе

Иногда они с епископами ставятся чуть ли не в один ряд, по способу употребления - епископ он один на общину и главный, а пресвитер - это его помощник

1 Тим: Я оставил тебя чтобы поставил по другим городам пресвитеров

Они составляли особый чин поместной церкви, общины и очень часто в первые века они образовывали пресвитериум - такой микро-собор

У нас нет ни одного примера чтобы упоминалось участие пресвитера в рукоположении иных чинов - чтобы пресвитеры обладали даром рукополагать священство

И кроме того, по тексту НЗ мы видим что пресвитеры зависимы от епископов

В общем, просматривается концептуальная идея иерархических ступеней

Дары пастырства - учение

1 тим 5:17 “Которые трудятся в слове и учении”, то есть они обязаны учить и проповедовать

Священнодействие Иак 5: Болен ли кто из вас пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним помазывающе елеем во имя господне

Управление общинами 1 Пет. 5:2-3: Пастырей ваших (πρεσβυτερους) умоляю я пасти божие стадо не принужденно но охотно и богоугодно

Пастырство в полном объеме но на второй ступени - они зависимы от епископов и не участвуют в рукоположении новых епископов

они помогают рождать чад Божиих в церкви, выстраивают личные отношения людей с Богом

Надо признать что еще в древности довольно быстро вошло в обиход обращение к священником как к отцам

1 Кор 4:15: у вас тысячи наставников во христе, но немного отцов, я родил вас во Иисусе Христе благовествованием

Священник является отцом в той степени насколько в нем отражается Бог.

ДиаконΔιακονος Слуга, служитель.

Слово диакон происходит от διακονια - служение

Когда речь идет о диаконах все вспоминают Деян. 6 об избрании диаконов

Но там 7 мужей для служения (διακονια) при столах

Обязанность - попечение о столах

Это социальное служение - распределение пищи, благотворительность среди христианской общины, но оно требует такого активного участия, не предполагающее сильной вовлеченности в богосл жизнь и миссионерскую деятельность

Деян 8: диакон Филипп, который благовествовал

Помощь апостолам, пресвитерам, также помощь в богослужении

Иустин Философ писал про призвание диаконов - содействие при Причащении в храме и на дому

Древняя практика причащения характерна для диаконов

Поставление диаконов в их чин предполагало в хиротонию - те 7 диаконов Деян 6:6 апостолы помолились о них и возложили руки с молитвой и сошел на них Дух Святой - это было совершенно четкая хиротония

Конечно, служение диаконов отличается от пресвитеров в степени обладания пастырским даром - отличия - первое - они не могут совершать таинства - не считая крещения, при этом они могут прислуживать при таинствах, помогать при таинствах. В их права входит проповедь, апостольское служение и вполне допустимым считается управление - архидиакон конст церкви был очень значимым человеком


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!